Из дальневосточного турне премьер-министр Виктор Зубков привез много вопросов, в том числе и вице-премьеру, министру финансов Алексею Кудрину. Главный из них - где деньги?
Ответить на этот вопрос вице-премьер сразу не смог, как и через два - три - шесть часов после премьерского замечания.
История с финансированием ликвидации последствий землетрясения в сахалинском Невельске с самого начала была из разряда детективных. Правительство, с одной стороны, приняло решение о выделении финансирования, но, с другой, деньги так и не доходили до пострадавшего города. Премьер даже вынужден был отправить в командировку белодомовского чиновника Антона Дроздова, чтобы он на месте контролировал получение денег. Пока белодомовский чиновник курировал - деньги ушли, миллиард по дороге пропал.
Поэтому вчера премьер потребовал от Кудрина выяснить, где "потерялся" миллиард рублей для Невельска. "Мы несколько раз проводили совещания по вопросам восстановительных работ в Невельске, я помню все цифры наизусть, - упрямо наступал Зубков на главного финансиста. - Там, Алексей Леонидович Кудрин, миллиард где-то потерялся один по дороге. Надо посмотреть и проанализировать все наши поручения, которые были".
Как известно, минфин по распоряжению правительства от 9августа перечислил администрации Сахалинской области 2миллиарда рублей. Хотя власти Сахалина оценили работы по восстановлению Невельска в 6,5 миллиарда рублей.
- Думаю, надо, чтобы то финансирование, которое было обещано по вводимым объектам, прошло так, как положено, - сказал Зубков.
Скорее всего так и будет, ведь одновременно с премьером на Сахалин прибыла группа прокурорских работников субъектов Дальневосточного региона и специалистов органов государственной власти. С определенной целью - проверить соблюдение законности мер, принимаемых органами госвласти и местного самоуправления, по ликвидации последствий невельского землетрясения. Им отведено десять дней на то, чтобы проанализировать, как защищаются жилищные и иные социальные права невельчан. Не исключено, что дальневосточная прокуратура найдет ответ на вопрос, где деньги и кто виноват.
И тогда, судя по всему, у Алексея Кудрина появится очередной повод для беспокойства.
Невельск произвел на премьера неизгладимое впечатление. И хотя работа по вводу нового жилья в этом городе идет, ряд вопросов федеральный центр, по его мнению, должен взять под свой контроль.
- Более четко прослеживается ввод жилья до 1 января, но вот дальше так что-то смутно все, - недовольно заметил премьер.
На месте он уже дал поручение губернатору области разработать более четкий график ввода жилья на первый квартал будущего года, но Александр Хорошавин не преминул заметить, что погода в крае может испортиться, как это случилось недавно, и поставка с материка домов может задержаться.
Поэтому и министр транспорта Игорь Левитин получил от премьера задание - "посмотреть по транспорту - по железным дорогам и по порту Ванино, чтобы там не было сбоев".
"Сахалин - это регион, где есть все: газ, нефть, уголь, рыба, но людям ничего от этого богатства не достается, - констатировал премьер. - Все уходит. Рыба уходит в другие страны, а корабли возвращаются, чтобы умирать". Поэтому и глас дальневосточных губернаторов Зубков услышал и предложил по Чукотке, Камчатке, Сахалину и Магадану принять особую подпрограмму и рассмотреть вопросы, связанные и с налогообложением, "а может быть, и с особыми экономическими зонами на Сахалине и Камчатке".
Единственный регион, за который Зубков спокоен, так это Хабаровский край, экономику которого он ставил в пример всем. "Там люди работают головой", - не удержался глава кабинета министров. - Если бы так работали другие губернаторы, то можно было бы многое сделать, не прося больших, колоссальных финансовых ресурсов. Можно ходить с протянутой рукой и деньги брать, но ничего не делать, не впрок пойдут эти деньги".
Так что хабаровский губернатор Виктор Ишаев свой экзамен перед премьером и хабаровчанами выдержал.
Хотя не обошлось и без претензий в адрес финансистов. Нет, губернатор денег не просил, он напомнил финансистам, что скупой платит дважды.
Речь - о преференциях и льготных условиях для переработчиков древесины. Прибыль, получаемая с переработки одного кубометра древесины, в несколько раз ниже, чем, например, в Финляндии, хотя и выше, чем в среднем по стране. Понятно, что такая ситуация "крайне недопустима". Поэтому глава региона и предлагает увеличить таможенные пошлины, упростить процедуру возврата НДС, а также ослабить таможенные пошлины на ввозимое оборудование. В общем, сделать все, чтобы в лесопереработку было выгодно вкладывать средства внутри региона.
А отказ финансистов снижать налогооблагаемую базу, по мнению главы Хабаровского края, - недальновидная политика. "Можно пожалеть копейку и потерять рубль, и даже не один", - напомнил он скупым финансистам.
Вообще губернатор считает, что для развития промпроизводства в регионе необходимо госрегулирование на внутреннем рынке. "Любое экспортно-ориентированное государство не может зависеть от экспорта более чем на 16 процентов, в то время как Дальний Восток только на 4 процента ориентирован на российский рынок, остальное - это экспортные поставки, 50 процентов - в Китай", - приводил аргументы Ишаев. Он не открыл Америку, заметив, что если будет меняться конъюнктура на зарубежных рынках, то она изменится и в стране. Однако губернатор пытался доказать, что зависимость существует и может даже расти, что вызывает опасения.
На самом деле об опасениях в кабинете министров предпочитают особо не распространяться. Хотя, конечно, как призналась глава министерства экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина, "проблема инфляции беспокоит все правительство". Но выставить оценку работе своего ведомства по борьбе с этим злостным нарушителем главный экономист не готова. Об этом Набиуллина предпочла умолчать. На самом деле минэкономразвития внесло в правительство план антиинфляционных мер и рассчитывает, что в ближайшее время этот документ будет рассмотрен кабинетом министров. Документ включает в себя меры денежной и монетарной политики. "Здесь мы должны вести себя консервативно, - заметила Набиуллина. - Основной дух этих мер - создание условий для развития производства, конкуренции в тех секторах, где рост цен может быть чувствителен". А дальше о том, что "борьба с инфляцией - это один из ключевых элементов экономической политики, важнейший макроэкономический показатель, который оказывает влияние на всю экономическую ситуацию и на инвестиционный климат", и все те же слова о том, что "все усилия должны быть направлены на то, чтобы снизить рост цен до 6-7 процентов, а в перспективе и до 3 процентов". В общем, все то, что страна уже слышала не раз.
Но, видимо, борьба с инфляцией - как раз в числе тех 20 процентов, которые правительство не выполнило в уходящем году. Оказалось, что кабинет министров в этом году сработал лишь на 80 процентов, выполняя задачи, поставленные президентом в послании Федеральному Собранию.
- Конечно, хотелось бы 100 процентов, но 80 процентов - это, наверное, неплохо, - посчитала Набиуллина.
В общем, правительству придется к концу года услышать неприятное и повысить исполнительскую дисциплину.