Изменения в текст одного из ключевых документов предполагают, что теперь "руководящие центральные органы партии всех уровней оказывают содействие в проведении свободного обмена мнениями среди членов партии, сторонников и организуют внутрипартийные дискуссии членов партии и сторонников по актуальным проблемам развития страны и вопросам развития и совершенствования партии для развития внутрипартийной демократии, повышения эффективности выработки партийных политических решений".
В партии действительно есть три дискуссионных центра (их иногда еще называют клубами) социального, либерального и консервативно-патриотического направлений. Если первый больше связывают с именем Андрея Исаева, то во втором явно лидирует Владимир Плигин, а в третьем, Центре социально-консервативной политики, - Юрий Шувалов.
Как пояснил секретарь президиума генсовета "единороссов" Вячеслав Володин, представлявший поправку, "накопленный опыт должен быть формализован в устав" и новая норма позволит сделать дискуссию "неотъемлемой частью жизни партийной организации".
Один из разработчиков программы партии, бывший (и как стало понятно вчера, и будущий) первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов уверен: "В любом случае хорошо, что в уставе появляется запись, которая делает сам процесс идеологической дискуссии организованным и системным.
Представьте, что мы расходимся в толковании различных политических событий - мы вынуждены садиться и обсуждать, поэтому и решили в уставе записать норму, чтобы у нас был такой параграф политический". Сам он, правда, пока не собирается вступать в политический клуб, отшутившись, что уже вышел из "клубного возраста", но писать статьи и участвовать в дискуссии несомненно продолжит.
"РГ" поинтересовалась у активистов трех клубов, почему же "единороссы" считают эту поправку в устав такой необходимой и какие последствия она несет для членов партии.
Владимир Плигин:
Мне кажется, что сегодня в докладе лидера партии Бориса Вячеславовича Грызлова было еще раз подчеркнуто и, кстати, в докладе президента также была обозначена необходимость дискуссии. Значение различных точек зрения, существующих в партии, получило и поддержку граждан в ходе голосования на выборах. Конечно, никто не обязывает членов партии туда вступать, это свободный обмен мнениями.
Андрей Исаев:
Да, дискуссия шла и без поправки, но внесение этих изменений в устав снимает все вопросы и проблемы, которые возникают в ходе беседы - законно это или нет, существенно или нет. Мы большая партия, мы партия, которая выражает мнение большинства населения, это значит, что мы опираемся на различные социальные слои, это значит, что различные социальные слои должны иметь возможность выражения своих позиций, иметь возможность формулировать свою позицию внутри партии. И сегодня с трибуны съезда и устами председателя и с той поправкой, которая была подготовлена, мы заявляем: дискуссия является непременным атрибутом нашей партии, внутри партии есть центры, которые олицетворяют собой различные поддерживающие нас составляющие в общественном мнении. И дискуссия между этими разными составляющими является нормальным состоянием партии, а не каким-то временным явлением или какой-то болезнью.
Вообще, надо посмотреть, как будет развиваться наша политическая система. Если "Единая Россия" закрепится в той роли абсолютного лидера, в которой она находится сегодня, надолго, то, наверное, вот эти идеологические центры получат какое-то дополнительное организационное оформление. Если вырастет вторая, сопоставимая с нами по величине партия, то эти центры, сохраняясь, будут, конечно, иметь меньшее значение.
Юрий Шувалов:
Ввели эту норму, наверное, прежде всего для того, чтобы не было вопросов в региональных организациях. Мы таким образом закладываем эту дискуссию как необратимый процесс. Честно говоря, я считаю, что это специфика именно большой партии, потому что у нас действительно есть наложение нескольких идеологий, при этом они объединены общей программой развития. Поэтому и потребовалось вот это изменение.
Кроме того, пришли новые депутаты, они тоже выберут какие-то направления, так что дискуссия будет развиваться и будет понятно, какой центр какие приоритеты расставляет. Но все это будет в неких общих рамках понимания будущего страны, заявленных нами на седьмом съезде партии.
Что касается устава, я думаю, что изменение именно в этом документе вызвано прежде всего дисциплинированностью нашей партии. Люди привыкли выполнять устав, а официальная поправка дает возможность раскрепостить людей, чтобы у них не было сомнений, не являются ли они оппортунистами или раскольниками. Нет, это наоборот хорошо, это нужно партии. Думаю, такая норма простимулирует нас.