18.12.2007 03:00
    Поделиться

    ГМИИ им. Пушкина обновил экспозицию

    В ожидании грядущих перемен - планируемой реконструкции всего "музейного городка" ГМИИ - Пушкинский решил навести порядок в свой главной, исторической цитадели - "клейновском" корпусе с колоннадой. Новая экспозиция, в которую добавлены работы из фондов, построена по принципу от классики до классики, т.е. от Древней Греции до французского классицизма XVIII века.

    За свою почти столетнюю историю Пушкинский музей знавал несколько стратегических смен экспозиции. Уже в 1924 году по причине большого притока живописи в собрание, ранее состоявшее из слепков с антиков, известным искусствоведом Николаем Романовым была устроена Картинная галерея. Уже после войны тотальную реэкспозицию всех отделов музея сделал знаменитый историк искусства Борис Виппер. Если опустить малоинтересный и короткий период, во время которого Пушкинский превратился в музей подарков Сталину, то следующая значительная перемена произошла в 1974 году, когда на втором этаже Ирина Данилова выстроила логичную экспозицию импрессионистов и постимпрессионистов. Эта часть коллекции бывшего Музея новой западной живописи (другая ее часть после раздела в 1948 году отошла к Эрмитажу) уже с конца 1950-х стала "просачиваться" на первый этаж. И уже тогда импрессионисты были опознавательным брендом Пушкинского. За рубежом его и знали в таком качестве.

    Получив в последние годы ряд соседних зданий, ГМИИ вывел из главного корпуса собрание импрессионистов в Галерею искусства стран Европы и Америки XIX - XX веков. Что было и к лучшему, и к худшему для этой французской живописи, представшей уже без настенной классической лепнины, но в тесноте бывших гостиничных номеров. Так или иначе, места Моне, Боннара, Пикассо, Дерена, Матисса и др. в главном корпусе освободились, и их почти тут же заполнили огромными полотнами венецианцев XVIII века, перенесенными с первого этажа. Но музей - тот же дом: стоит вынуть один кирпичик, как зашатаются все другие. А потому тотальная реэкспозиция была уже неизбежна. Чтобы перестроить этот дом или переложить его свод, музейщики использовали старые надежные опоры - "Греческий" и "Итальянский" дворики. К ним логично и выходят реконструированные отделы. В зале прямо за "Итальянским", где раньше мерцало "Золото Шлимана", теперь вполне обоснованно располагается живопись Возрождения - от Раннего, еще "иконописного", до Высокого со всей многообразной школой Тициана. В "Греческий дворик" соответственно выходят и разделы античного искусства: просто удивительная по представительности коллекция древнегреческой вазописи и археологических находок в Причерноморье. А также та самая коллекция Шлимана, которая теперь экспонируется при хорошем освещении, а не как прежде в каких-то то ли стыдливых, то ли мистических потемках. Единственно, что, пожалуй, вызывает возражение, это как бы влезшие не в свою очередь древнеегипетские саркофаги. Но, видимо, это - анонс того, что в Пушкинском имеется и отличная коллекция и Древнего Египта.

    Логично выстроена и остальная экспозиция первого этажа. Так, за известным готическим порталом, за которым когда-то располагались импрессионисты, а позднее Пуссен и весь классицизм, теперь по здравому смыслу размещаются ранние австрийцы, немцы, хорошая подборка Кранаха. Оттуда - словно листаешь том истории искусства - переход к Фландрии, представленной по-эрмитажному роскошно (кстати, из запасников извлекли отличного Ван Дейка - "Леди д Обиньи и графиня Портленд"), и к Голландии со специальным залом "Рембрандт и его мастерская".

    Раньше о Пушкинском обычно судили лишь по произведениям-хитам, представляющим тот или иной период искусства. Теперь же его экспозиция больше напоминает объемистый, хорошо составленный том, содержание которого соответствует классической истории искусства. А уж как этот фолиант читать, - что пропускать и на что обращать особое внимание - пусть каждый решает сам.

    Поделиться