Почему именно в Екатеринбурге? Очевидно, именно здесь, где Леонид Коган не однажды выступал с уральским оркестром, как-то особенно прониклись идеей фестиваля-посвящения.
Круг друзей, соратников, музыкальных предпочтений у такой масштабной личности, как Коган, был довольно широк, поэтому в программах фестиваля задействовали не только скрипачей: младшего Когана и прилетевшего из Италии Сергея Крылова. Для участия были приглашены мэтры отечественного исполнительства пианист Николай Петров и виолончелист Александр Рудин. В течение нескольких дней публика заполняла зал до отказа, звучала музыка Баха, Вивальди, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Чайковского, солистам аккомпанировали два оркестра, Уральский филармонический под управлением Дмитрия Лисса и созданный в Свердловской филармонии всего год назад Уральский молодежный симфонический оркестр. Идея преемственности поколений сработала в концерте, где Александр Рудин не только солировал в виолончельном концерте Гайдна, но и дирижировал (моцартовская увертюра "Так поступают все" и Первая симфония Бетховена), сумев придать молодежному оркестру-академии стилевую точность и живое ощущение классики. Завершало фестиваль одно из любимых сочинений Леонида Когана - Концерт для скрипки и фортепиано Мендельсона, который в прочтении Дмитрия Когана и Николая Петрова прозвучал как светлое воспоминание о великом музыканте.
А кульминацией фестиваля-оммажа Когану стало выступление его последнего, во всяком случае одного из последних учеников, Сергея Крылова. 37-летний скрипач живет в Кремоне, куда уехал вместе с родителями в начале перестройки. Он гастролирует по всему свету, сотрудничает с выдающимися музыкантами и входит в число лучших скрипачей мира. Убедиться в этом пока смогли лишь екатеринбуржцы: полтора года назад Крылов впервые выступал в России. Крылов - из породы музыкантов-перфекционистов: каждая интонация, каждый штрих его исполнения точен и выверен, качество звука поражает тембровым богатством (он играет на великолепной скрипке своего отца, известного скрипичного мастера Александра Крылова), градации динамики неисчислимы, а техническая свобода способна вызвать изумление. Но нечто подобное - в арсенале каждого скрипача-виртуоза. Крылова же от многих отличает удивительная степень воздействия на зал, заразительная мощь его музицирования.
Скрипичный концерт Чайковского Крылов сыграл так, словно эта заигранная, популярная музыка зазвучала впервые: в ней были и доверительная, почти интимная задушевность, и ликующее торжество, и умопомрачительный по темпу финальный полет. И процесс открытия неизвестного в знакомом скрипач сделал таким увлекательным, что публика сидела, не шелохнувшись, до финальных аккордов, а потом, устроив стоячую овацию, заставила его бисировать. И вновь, как полтора года назад, прозвучал не какой-нибудь милый пустячок, а Токката и фуга ре-минор Баха в переложении для скрипки - произведение, помимо виртуозного мастерства требующее строгой сосредоточенности и духовной силы.
В ближайшую пятницу 22 декабря Сергей Крылов после 18-летнего отсутствия впервые будет играть в Москве.