"Власти Косово недвусмысленно заявили о намерении в одностороннем порядке в нарушение резолюции 1244 Совета Безопасности ООН объявить о своей независимости, - говорится в заявлении внешнеполитического ведомства. - Вместо пресечения провокационных заявлений мы становимся свидетелями потворства группы стран этому неправовому шагу, который может привести к серьезным негативным последствиям для региональной и международной стабильности".
В заявлении российского министерства в качестве основной причины такой ситуации названы "серьезные перекосы в косовском урегулировании, на которые российская сторона неизменно обращала внимание партнеров". Упомянутая резолюция СБ ООН по Косово N1244, о которой идет речь в заявлении, определяла структуру международного присутствия в Косово. И для того чтобы изменить такую структуру, требуется решение Совета Безопасности ООН. Ранее стало известно о решении Евросоюза направить в Косово миссию в составе почти двух тысяч полицейских и юристов, на которую будет возложено оказание поддержки Приштине в период перехода функций управления в Косово от миссии ООН к местным властям. Однако такой шаг может быть признан законным только с одобрения Совета Безопасности ООН.
По косовскому счету
Руководство края создает государство на "честном слове"
В среду Совет Безопасности ООН обсудит итоги переговоров, которые прошли между сербами и косовскими албанцами по статусу края.
О том, как действовать в такой ситуации России, рассказал в интервью "РГ" заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Василий Лихачев.
Российская газета: Несмотря на усилия международного сообщества, позиции Приштины и Белграда не сблизились. Возможно ли вообще решение, которое так или иначе удовлетворит обе стороны?
Василий Лихачев: Надо приветствовать сам факт состоявшихся переговоров "тройки" международных посредников, Белграда и Приштины. Эти переговоры шли с начала лета и не внесли кардинальных изменений в позиции сторон. Белград настаивает на самой широкой автономии для Косово. Приштина, опираясь на поддержку со стороны США, некоторых стран НАТО и Евросоюза, стремится к полной независимости. Тем не менее надо сказать, что документ, который сегодня лежит на столе у генсека ООН, оставляет надежду на сохранение диалога.
Другое дело - насколько далеко стороны могут продвинуться в своем диалоге. И здесь возникает фактор третьей силы - международного общественного мнения, международного сообщества в целом. Оно должно осознать, что решение этого и подобных ему споров - а их сейчас насчитывается в мире более 150 - надо искать в рамках международного права. Приштину надо убеждать в том, что ее притязания должны оставаться в правовом поле.
РГ: Какие последствия может иметь объявление независимости Косово?
Лихачев: Это был бы серьезный удар по мировому правопорядку с далеко идущими последствиями - как политическими, так и юридическими. Мир получит пример того, как, исходя из субъективных интересов, можно разрушать целый пласт международно-правовых норм и принципов.
Такие тревожные прецеденты уже существуют: несанкционированное Советом Безопасности ООН вхождение американских войск в Ирак, игнорирование норм Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года, отказ многих стран от международного сотрудничества - например, США не ратифицируют устав Международного уголовного суда и Киотский протокол. Все это создает некую критическую массу, которая способна коренным образом изменить атмосферу международного сотрудничества и поставить мировое сообщество в ситуацию, напоминающую по своим параметрам и тенденциям "холодную войну".
Неизбежно последует цепная реакция, причем неуправляемая. Она осложнит международное сотрудничество и негативно скажется на решении других важных вопросов, стоящих на повестке дня.
РГ: Как должна действовать в нынешней ситуации Россия?
Лихачев: Россия образцово выполняет обязательства, возложенные на нее как на постоянного члена Совета Безопасности ООН. Решения, которые предлагает Москва, согласуются с принципами международного права и международной морали. Приштина сейчас буквально загипнотизирована обещаниями американских и европейских лидеров о предоставлении Косово независимости. Но эта независимость виртуальная. Политический режим Косово не отвечает критериям международно-правового признания.
А у косовского режима нет ничего, кроме обещаний со стороны Запада оказать политическую и материальную помощь. Не может быть государства, которое создается и собирается существовать за чужой счет.