А политологи, которые видят - и вынуждены комментировать - "полработы", как раз и оказываются в положении дураков. Ну, что делать...
Итак, давайте попробуем понять, что мы имеем на сегодня?
Первое. Вопрос об уходе Путина с поста президента решен окончательно и бесповоротно. Кстати, замечу, что многочисленные "третьесрочники", которые чуть только не гибель Человечества прорицали в связи с отказом от "третьего срока", как-то быстро сменили гнев на милость и успокоились. Перегорели, видно...
Второе. Президентом будет избран Дмитрий Медведев. Это абсолютно очевидно для всех. Уже сегодня его рейтинг (кстати, как и следовало ожидать, резко скакнувший сразу, как только стало известно о том, что он - "преемник") превышает рейтинг всех соперников, включая очевидного "вечно второго" - Зюганова.
Вот эти два колышка забиты прочно.
Само по себе это уже очень важно. Путин затверждает совершенно новую для России традицию мирной, по закону, смены главы государства. В какой мере в данном случае произойдет реальная смена (особенно если Путин станет премьером) - большой вопрос. Но в любом случае такая традиция исключительно важна - не тактически, а стратегически. Заметим при этом, что Путину уйти было куда сложнее, чем больному Ельцину с нулевым рейтингом. Если Ельцина все выталкивали, то Путина - удерживали.
Наконец, ясно, что никакого другого кандидата от партии власти (кстати - от какой же это еще "партии"?!) не будет.
Все остальное по-прежнему весьма зыбко.
Ну вот, первый, самоочевиднейший вопрос: все-таки почему именно Медведев?
Боже, чего мы только не наслушались за эти дни о Дмитрии Анатольевиче !
Он и "мягкий", он и "жесткий", он и "слабый", он и "сильный", он и "блестящий юрист" и многое, многое другое. Ей-богу, впечатление такое, что автор каждого из сих метких наблюдений съел с ним пуд соли.
Я не отношусь к числу таких избранников судьбы.
Не берусь судить о личности Медведева - могу оценить лишь его публичные заявления.
Это - заявления, либеральные в тех пределах, в каких это возможно сделать, чтобы при этом ни на микрон не нарушить абсолютную лояльность Путину. Сторонник европейского вектора развития России, расширения экономической интеграции, безусловный категорический противник изоляционизма во всех его формах. Не замечен ни в антизападной, ни в антилиберальной, ни в имперской риторике. Немало!
Таким образом, символический смысл решения Путина прозрачен: это сигнал "городу и миру" о том, что, как минимум, в нашей политике есть не только антилиберальная риторика, но и либеральная. Более того - что при любом накале антизападной риторики "стратегически" Россия остается верна своему "европейскому выбору" - "и надеюсь, что это ВЗАИМНО".
Останется ли "западный поворот" в пределах легкого пиар-намека или обернется чем-то более реальным - сегодня судить рано. И это зависит уже от совсем других вещей. В частности, от РЕАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО (в наших условиях - административного) баланса сил.
Выбор Медведева важен не только в смысле шанса на появление "легкого западного сквознячка".
Гораздо важнее другой момент - "либерал Медведев" не связан с силовыми структурами. Это очень интересно, хотя за этим может стоять совсем разный смысл.
Начнем с того, что, как всем известно, спецслужбы, "силовики", эта "вертикаль в вертикали", имеют совершенно исключительное значение в нашей системе власти-собственности. Реально полнотой власти в России обладает лишь тот, кто подчинит себе силовиков. Путин это знает лучше всех.
И в этой ситуации "выбирает президентом" человека, не имеющего отношения к силовым структурам!
Почему?
Может быть, именно потому, что Путин считает, что спецслужбы "слишком много власти взяли" (в том числе, как говорят, в экономике), он не хотел их дальнейшего усиления, неизбежного, если бы президентом стал выходец из этой Системы. Путин хочет восстанавливать баланс сил - и потому выдвигает им "символический противовес".
Но велика ли аппаратная сила - при всех формальных полномочиях - у того, кто не имеет своих рычагов в силовых структурах? Заколдованный круг: чтобы президент мог ослабить властный перекос в сторону спецслужб, он должен представлять другое крыло. Но в этом случае насколько он сможет контролировать эти службы?
Может быть, Путин не хотел выдвигать в преемники силовика в том числе и потому, что такой президент может слишком быстро сосредоточить в своих руках всю полноту власти. Между тем Путин по тем или иным причинам считает, что ему самому нельзя вот так "встать и уйти", считает, что его обязанность - "контролировать процесс", передавать власть "плавно", постепенно введя "наследника" в курс дела. Поэтому важнейшую часть, магнитный стержень Вертикали - силовые структуры - он должен на этот переходный период сохранить под своим контролем.
На самом деле обе версии не слишком противоречат друг другу.
Практически у них есть общий знаменатель: раз у Медведева пока что нет "своей команды" среди силовиков, тут нужна помощь Путина в той или иной форме.
Во многом это ситуация вынужденная: в "однополярном мире" нашей политики Путин - единственная "сверхдержава". И это налагает гигантскую ответственность - "мы в ответе за тех, кого приручили". Только сам Путин может, твердо стоя на ковре российской политики, своим авторитетом, политическим весом, неограниченной властью удерживать этот ковер в относительно ровном, спокойном состоянии, не допускать, чтобы подковерные конфликты вздыбились, накренили всю Вертикаль.
Но ведь так или иначе в мае 2008 года из Кремля придется уходить. Как после этого сохранять свою роль "верховного баланса" всей Системы - тем более если новому президенту власть в полном объеме передавать еще "рано"?
На словах ответ прост: а вот для этого и нужен рядом с президентом тот самый Национальный Лидер. Только ведь тут уже словами да метафорами не отделаешься.
Россия - "страна казенная", гражданское общество у нас в зачаточном состоянии (и не сказать, что за последние годы оно стало взрослее!). Реальное политическое влияние сколь угодно популярного человека без конкретных административных рычагов - утопия.
Если Путин и правда стал бы премьером, то - по логике вещей - его главная задача должна состоять именно в том, что сегодня выходит ЗА ПРЕДЕЛЫ компетенции премьера: в руководстве силовиками. И тогда его "сверхзадача" могла бы быть в том, чтобы плавно, обойдя все административные рифы, постепенно подчинить спецслужбы Медведеву, тем самым превратив его из "президента де-юре" в "президента де-факто". Но Путин много раз четко говорил, что он ПРОТИВ сужения полномочий президента и расширения прав премьера.
Каков же выход ?
Поживем - узнаем ...