18.12.2007 04:27
    Поделиться

    Жители Воронежа и Тамбова заявили о своих бюджетных претензиях

    В областных центрах Черноземья прошли публичные слушания по проектам бюджетов-2008. Как выяснилось, жителей Воронежа и Тамбова волнуют схожие проблемы.

    Казначейский час 

    Доходная часть бюджета Воронежа составит 8,15 миллиарда рублей (увеличение по сравнению с годом нынешним - на 14 процентов), расходная - 8,52. Львиная доля расходов - больше трех миллиардов рублей - приходится на образование, далее следует ЖКХ - 1,7 миллиарда. Причем большая часть коммунально-бюджетных трат, как обычно, пойдет на погашение тарифной разницы: горожане до сих пор оплачивают около семидесяти процентов экономически-обоснованной стоимости услуг.

    Существенный недостаток обсуждаемого бюджета (конечно, кроме его хронического дефицита) в том, что в нем свою "долю" получили далеко не все муниципальные программы. По словам руководителя финансово-казначейского управления мэрии Сергея Курило, преимущество отдали, прежде всего, тем программам, в софинансировании которых участвует федеральный центр. Впрочем, общественных активистов вся эта городская "макроэкономика", по всей видимости, не очень-то заинтересовала - большинство было настроено говорить о своем о наболевшем.

    Надо сказать, что нынешние бюджетные публичные слушания - второй такого рода опыт. Прогресс по сравнению с прошлым годом, когда обсудить главный финансовый документ города пришло несколько человек, налицо. Во всяком случае, на этот раз зал городской Думы был заполнен на две трети. Но, как выяснилось, большинство общественных активистов пришли для того, чтобы заявить о своих - действительно важных - проблемах и чтобы добиться бюджетного финансирования для их решения (что, впрочем, с известной долей натяжки тоже можно расценить как посильное участие в управлении общественными финансами).

    Воронежцев волнуют плохие дороги, недостаток транспорта, нехватка детских садов и общее неудобство городской инфраструктуры

    Если проанализировать заявленные проблемы, то можно с уверенностью сказать, что здесь по-прежнему лидируют жилищные и коммунальные: на улице Серафимовича люди ждут не дождутся, когда их переселят из ветхого дома в новый, на Южно-Моравской требуют замены водопроводной и отопительной сетей (а заодно слезно просят выкачать воду из подвалов). Руководство школы в Левобережном районе тоже бьет в набат по поводу изношенных коммуникаций, а также изгороди с прорехами, из-за чего возникает угроза безопасности учащихся (факторы риска здесь - громадный рынок и автомобилисты-лихачи). В отдельный "пул" можно выделить проблемы пригородных сел и поселков, входящих в черту Воронежа: плохие дороги, недостаток общественного транспорта, отсутствие детских садов и тому подобные инфраструктурные неудобства.

    Как бы то ни было, все пожелания выступивших горожан взяли на заметку, и возможно, что-то попадет в бюджетную роспись. Тем более, что главный финансовый документ предстоит еще рассматривать в трех чтениях депутатам городской Думы.

    По сути единственным "адресным" можно считать вопрос общественников относительно целевого использования 47 миллионов рублей, предусмотренных на электротранспорт: предполагает ли эта сумма его развитие? Ответ оказался категоричным и неутешительным: никакого развития не будет - речь идет лишь о том, чтобы поддерживать на ходу те 40 еще оставшихся "в живых" трамваев и примерно столько же троллейбусов, дотируя им убытки от пассажирских перевозок.

    Прямая речь

    Лариса Дорохина, председатель Контрольно-счетной палаты Воронежа:

    - Если сравнить нынешние слушания с прошлогодними, то изменения заметны: людей больше и пришли они с достаточно конкретными предложениями. Наверное, вокруг этого события нужно больше гласности: чтобы как можно больше людей получили о нем предварительную информацию - где, когда оно состоится, что именно будут обсуждать. Одним словом, я считаю, что есть все условия для того, чтобы в будущем слушания стали действительно публичными.

    Галина Кудрявцева, Депутат Воронежской городской думы:

    - У нас люди еще не привыкли ходить на публичные слушания: народ считает, что раз избрали власть - значит, она должна работать и вникать во все проблемы. К тому же далеко не все способны ознакомиться и тем более проанализировать такой сложный документ, как годовой бюджет. Для этого все-таки нужен определенный уровень подготовки. И еще: отнюдь не всегда интересы выступавших здесь людей нужно расценивать как интересы муниципального образования. Не можем же мы, в конце концов, бросить город со множеством его проблем и заняться обустройством коттеджных поселков, которые построили себе состоятельные люди?..

    На вырост

    Проект местного бюджета публично обсудили и в Тамбове. Но событием стала не столько открытость обсуждения главного финансового документа, сколько размах - на рассмотрение Тамбовской городской думы администрация вынесла проект бюджета сразу на три года. Как полагают "отцы города", трехлетняя перспектива даст возможность ориентироваться на поэтапное развитие социальной сферы, прежде всего жилищного и коммунального хозяйства.

    В 2008 году город намерен получить почти два миллиарда рублей собственных доходов - на 16 процентов выше, чем в нынешнем. А с учетом поступлений из бюджетов других уровней расходы в следующем году составят более трех миллиардов рублей. При этом расходы, что особо подчеркивают власти, будут носить "ярко выраженный социальный характер". Например, на развитие образования будут выделены 50 миллионов рублей, половину которых получат дошкольные учреждения. На капитальный ремонт жилья - 147 миллионов, что на 26 процентов больше, чем в нынешнем году. Кроме этого казна берет на себя часть затрат за содержание ветхого жилья и мест общего пользования в многоквартирных домах. На эти цели планируется направить 32 миллиона рублей.

    Впечатляет рост расходов на социальную помощь - в следующем году они увеличатся впятеро. Но первое впечатление смазывает сумма - "на бедность" предусмотрено всего 20 миллионов рублей, которые с аппетитом съедят растущие тарифы на коммунальные услуги.

    Некоторые категории горожан получат новые виды социальной поддержки. В частности, одиноко проживающим пенсионерам предусмотрены ежемесячные выплаты по 500 рублей. А каждая семья при рождении ребенка будет получать из местной казны по пять тысяч рублей.

    - Мы не собираемся решить утопическую задачу - ликвидировать все проблемы сразу, - отметил председатель финансового комитета Александр Дроков. - Для нас важнейшим ориентиром была подготовка сбалансированного и реалистичного, как по доходам, так и по расходам бюджета, который позволит развиваться промышленности, обеспечит социальную стабильность в обществе, создаст потенциал для развития города…

    При бюджетной поддержке подвергнется перекройке схема движения общественного транспорта: город будет финансировать нерентабельные, но необходимые для горожан маршруты. Планируется закупка по лизингу муниципального транспорта и дорожной техники, на что предусмотрено более 30 миллионов рублей. За организацию пассажирских перевозок администрация города взялась всерьез. В частности, намерена повысить доступность транспорта для жителей отдаленных микрорайонов, позаботиться, чтобы поездки по городу не были слишком накладны для малообеспеченных горожан, но не наносили ущерба транспортникам.

    Пассажирскими перевозками в городе занимаются 20 предприятий и три десятка индивидуальных предпринимателей. Горожан перевозят 45 троллейбусов, порядка 100 маршрутных такси и 200 автобусов, но этого количества, по мнению специалистов, недостаточно. За последние годы подвижной состав автотранспортных предприятий сократился почти в полтора раза. Руководители предприятий объясняют этот факт снижением доходности этого вида деятельности и сделали свои расчеты. В администрации города их проверили - и сильно удивились. Получалось, что городским транспортом пользуются всего около 100 тысяч горожан и 70 процентов из них - льготники.

    Местные наблюдатели полагают, что транспортники попросту занижают количество пассажиров, скрывают реальную прибыль и, тем самым, уходят от части налогов. Нехорошо, конечно, но понять их можно - расходы на техническое обслуживание и эксплуатацию транспорта за последние годы значительно возросли и, чтобы окупить рейс, руководители вынуждены утаивать часть прибыли.

    Глава администрации города Максим Косенков сказал корреспонденту "РГ", что плату за проезд, скорее всего, придется повышать, другого выхода нет. И от этого непопулярного шага не спасет даже "ярко выраженный социальный характер" бюджета с перспективой на три года.

    Поделиться