18.12.2007 04:14
    Поделиться

    На опасных производствах Омска оборудование изношено на 80 процентов

    Сегодня в регионе действует свыше тысячи производств, так или иначе оказывающих влияние на окружающую среду. Выполняют ли они требования экологического законодательства? Насколько город защищен от возможных техногенных катастроф? Об этом разговор на "Деловом завтраке" в Сибирском представительстве "Российской газеты" в Омске с руководителем регионального управления Ростехнадзора Сергеем Бальчуговым.

    Российская газета: Сергей Филиппович, каким был ваш профессиональный путь до того, как вы возглавили управление Ростехнадзора?

    Сергей Бальчугов: На протяжении всей жизни я связан с энергетикой. Окончил факультет "Электроснабжение промышленных предприятий и городов" в "политехе". Работал в службе городских электросетей. Прошел путь от электромонтера до начальника диспетчерской службы. Потом в Омскэнерго, затем - главным специалистом по энергетике в администрации области. Три года назад возглавил региональное управление Ростехнадзора, в компетенцию которого входит контроль за соблюдением требований законодательства в сфере промышленной, энергетической и экологической безопасности.

    РГ: Как сегодня складывается ситуация с экологической безопасностью?

    Бальчугов: Ситуация остается напряженной. Только в этом году нашими инспекторами выявлено более четырехсот нарушений природоохранного законодательства. Традиционно в первых строчках тревожного рейтинга - нерегламентируемые выбросы вредных веществ в атмосферу и реки, нарушение правил обращения с отходами, несоблюдение экологических требований эксплуатации оборудования. Серьезные опасения вызывает состояние воздуха. Ежегодно омские предприятия выбрасывают в атмосферу около двухсот тысяч тонн вредных веществ. В последнее время наметилась некоторая тенденция к оздоровлению ситуации. Например, по сравнению с прошлым годом валовой выброс загрязняющих веществ в воздух снизился на 140 тонн.

    РГ: За счет чего?

    Бальчугов: В основном это результат перевода омских ТЭЦ и котельных на природный газ. Тем не менее предприятия энергетики по-прежнему остаются ведущими загрязнителями атмосферы. Только на долю двух ТЭЦ, работающих на угле, приходится почти половина всех промышленных выбросов.

    РГ:  А как же современные очистные системы?

    Бальчугов: Электростанции оборудованы фильтрами высокого качества, но справиться с высокозольными углями они пока не в состоянии. Омские ТЭЦ работают как раз на таком угле - экибастузском. При его использовании лишь половина топлива сжигается, а остальное превращается в золу. Решение о том, что омские ТЭЦ должны работать на сырье ближайших угольных разрезов, расположенных на территории Казахстана, было принято еще в советские годы. Поэтому теплоэлектроцентрали изначально проектировались и строились именно под эту марку угля. Изменить ситуацию без кардинальной модернизации производства невозможно.

    РГ: Жители Нефтяников часто жалуются на состояние воздуха. Как сегодня обстоят дела с выбросами нефтезавода?

    Бальчугов: Претензий по поводу превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ к этому предприятию практически нет. Здесь осуществляется очень глубокая переработка нефти. Сегодня нас волнует проблема утилизации нефтешламовых отходов. Они характеризуются высокой степенью опасности, поэтому должны вывозиться для захоронения на полигон промышленных отходов либо перерабатываться на специальных установках. Между тем они хранятся непосредственно на территории предприятия. Сегодня наши специалисты определяют их объем, чтобы предъявить соответствующие требования руководству завода.

    РГ: А насколько серьезно загрязняют воздух автомобильные выхлопы?

    Бальчугов: По данным Ростехнадзора, около 60 процентов выбросов в атмосферу приходится именно на долю автомобилей. Наша беда - отечественные машины, конструкция двигателей и выхлопной системы которых не соответствует экологическим стандартам, принятым во всем мире.

    РГ:  Мэр Москвы Юрий Лужков запретил въезд в город старым автомобилям. Может, и нам есть смысл воспользоваться столичным опытом?

    Бальчугов: Возможно. Хотя и людей понять можно, вряд ли они бы ездили на старых отечественных машинах, если бы были в состоянии купить новые. Сегодня подавляющее большинство омских автомобилистов не могут позволить покупку иномарки. Впрочем, запреты запретами, а проблему автотранспорта необходимо решать еще на этапе производства. Уверен, эффекта от этого будет больше.

    РГ: Омские предприятия могут похвастаться современным оснащением?

    Бальчугов: Увы. Главная беда всех опасных производств региона - это изношенное на восемьдесят процентов оборудование. Особенно актуальна эта проблема в нефтехимии и нефтепереработке. Срок службы техники здесь исчисляется десятилетиями. Руководители с большим трудом находят средства на модернизацию.

    РГ: Часто ли изношенное оборудование становится причиной несчастных случаев или аварий?

    Бальчугов: Пока Бог миловал. Ни в одном акте расследования ЧП в графе "причины" износ оборудования как таковой не фигурирует. Как правило, на первом месте - человеческий фактор: нарушение технологического процесса или несоблюдение требований безопасности. Впрочем, в большинстве случаев изношенные фонды подспудно присутствуют в обстоятельствах того или иного происшествия. Вот последний пример. На Омском каучуке во время ремонта обрушилась крыша одного из цехов, построенного несколько десятилетий назад. Выяснилось, что был нарушен технологический процесс реконструкции кровли - ее неправильно залили раствором. Возможно, если бы здание было относительно новым, перекрытия с повышенной нагрузкой справились бы.

    РГ: Читательница Ирина Белюкова спрашивает, насколько лифты в омских домах отвечают требованиям безопасности?

    Бальчугов: Проблема лифтов - одна из самых острых в Омске. В наших домах до сих пор работают подъемники с распашными дверями Никопольского завода. Они отслужили уже не один срок и давно нуждаются в замене. До конца года предполагается установить 64 новых лифта, в том числе заменив сорок два распашных. Однако работа идет медленно - на начало месяца было смонтировано всего 14 конструкций. Впрочем, в мэрии заверяют, что эти планы будут выполнены. Всего же в ближайшие три года предполагается установить 384 новых лифта.

    РГ: Несколько лет омские пляжи закрыты для отдыха из-за несоответствия качества воды нормативам. Разве стоки производств не должны проходить очистку? - спрашивает наш читатель Андрей Мордвинов.

    Бальчугов: Должны. На государственном учете сегодня - 27 очистных сооружений, принадлежащих предприятиям, которые сбрасывают сточные воды в реку. Надлежащую очистку обеспечивают лишь три из них - в Крутой Горке, Седельниковском районе и Калачинске. Остальные работают, мягко говоря, неудовлетворительно и со своей функцией не справляются.

    РГ: Какую ответственность несут предприятия, нарушающие экологическое законодательство?

    Бальчугов: В текущем году к административной ответственности привлечено свыше ста юридических и должностных лиц. Штрафы, по сути, копеечные - от двух до пятидесяти тысяч рублей. Эти суммы несравнимы с теми прибылями, которые получают предприятия. В общей сложности нарушители в этом году заплатили около миллиона рублей. Другое дело - плата за негативное воздействие на окружающую среду. Она рассчитывается, исходя из объема выбросов, сбросов и отходов. Ежегодно омские предприятия по этой статье выплачивают в бюджет примерно сто миллионов рублей.

    РГ: Насколько часто ваши инспекторы прибегают к такой мере, как закрытие производства?

    Бальчугов: Закрыть производство сегодня мы не имеем права. Инспектор может лишь подать иск, а решение о приостановке работы цехов принимает суд. В прошлом году такая участь постигла три омских производства. В этом - четыре.

    РГ: Какие, на ваш взгляд, необходимо принять законодательные решения, чтобы работа Ростехнадзора была более эффективной и оперативной?

    Бальчугов: В первую очередь следует пересмотреть размеры штрафов. Руководителям крупных предприятий выгоднее их платить, чем вкладывать средства в модернизацию производств и не нарушать закон. Оперативности нашей работе добавило бы и возвращение инспекторам права самим принимать решение о приостановке опасных производств. Пока суды решают судьбу таких предприятий, здесь могут произойти ЧП. К тому же судьи не всегда обладают теми знаниями, которые есть у специалисов Ростехнадзора. Вместе с тем моя практика показывает - инспектор, вынося решение о закрытии опасного производства, прав на 99,9 процента.
    Поделиться