Минимальная зарплата на нескольких предприятиях Екатеринбурга ниже МРОТ

Четыре работодателя недавно побывали "на ковре" в правительстве Свердловской области по поводу их отказа присоединиться к региональному трехстороннему соглашению о минимальной заработной плате (МРОТ). Их аргументы признаны неубедительными, поэтому им рекомендовано разработать план мероприятий по повышению зарплаты своим работникам до определенного соглашением уровня.

Несходящиеся полюса

В соглашении, подписанном на исходе нынешнего лета руководством областной Федерации профессиональных союзов, правительством Свердловской области и представителями Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (работодателей), фигурирует рекомендуемый месячный зарплатный минимум в 2900 рублей. Так вот, именно эту, по сути, мизерную сумму отказались гарантировать одиннадцать работодателей. Они письменно уведомили об этом министерство экономики и труда. Чиновники, по их выражению, провели среди "отказников" информационно-разъяснительную работу, и в итоге семь из них взяли свои слова и письменные заявления обратно. Несговорчивыми оказались только МУПы коммунальной специализации из Верхней Пышмы и Бисерти, а также руководство завода из поселка Арти и один из екатеринбургских индивидуальных предпринимателей.

В то же время на Среднем Урале есть целая отрасль промышленности, где, согласно отраслевому тарифному соглашению, средний заработок не должен быть меньше четырех прожиточных минимумов, размер которых, как известно, заметно выше зафиксированной в трехстороннем соглашении суммы. И на большинстве предприятий это соблюдается.

Нетрудно догадаться, что в виду имеется горно-металлургический комплекс. Больше горняков и металлургов зарабатывают разве что специалисты учреждений финансовой сферы, где нормальным считается 25-тысячный месячный заработок. 20 тысяч целковых имеют энергетики.

На противоположном полюсе же, по сведениям Федерации профсоюзов, легкая промышленность. На ее предприятиях и зарплата самая "невесомая" - около 5,4 тысячи рублей. Чуть выше этой минимальной точки по уровню зарплаты находятся работники культуры и искусства, физкультуры и спорта, получающие в среднем за месяц чуть больше восьми тысяч рублей. Средняя зарплата у аграриев - около 8,5 тысячи. На 200 целковых повыше этого заработок в сфере бытового обслуживания. Далее же с резким отрывом идут промышленные отрасли, включая транспортников. У последних за месяц выходит до 15,6 тысячи. В итоге, если сравнивать максимальный уровень с тем минимумом, от которого отказались одиннадцать предприятий, то разница в оплате достигает по области 13,9 раза.

Камуфляж для минимума

- Наша позиция такова, - разъясняет председатель областной Федерации профсоюзов Андрей Ветлужских, - размер заработной платы всюду должен устанавливаться с ориентацией на уровень покупательной способности, какая была в начале 90-х годов прошлого века. И при непременном учете того, что тогда были бесплатными медицина и образование.


Профсоюзы, известное дело, высказываются за такой уровень, который, возможно, пока не достижим. А как видят ситуацию власти?


- Для такого небольшого населенного пункта, как Верхняя Синячиха, средний реальный уровень зарплаты металлургов-доменщиков в 11,5 тысячи я считаю очень неплохим, - говорит корреспонденту "РГ" заместитель министра промышленности, энергетики и науки Николай Тихонов. - А для металлургов из Нижнего Тагила их нынешние 14,5 тысячи явно маловато.


Возможно, с таким суждением верхнесинячихинские доменщики не согласятся: чем, дескать, мы хуже тагильчан?! И действительно, за совершенно одинаковый труд почему-то заметно разное вознаграждение. При более тщательном изучении выясняется, что как раз эта разница зарплат внутри самой успешной на сегодня отрасли региона едва ли не самая незначительная. В целом ситуация куда хуже. Во-первых, средние заработки на предприятиях цветной металлургии заметно выше, чем в черной. И, во-вторых, по данным союза предприятий металлургического комплекса Свердловской области, десять процентов получающих минимальную в отрасли зарплату зарабатывают меньше, чем десять же процентов самых высокооплачиваемых, почти... в восемь раз. Понятно, что уравниловки быть не должно, но не слишком ли велика разница? Она камуфлируется достаточно высокой средней по отрасли зарплатой, как пресловутая средняя температура в больничной палате.


Областные власти, прежде всего губернатор, постоянно взывают к совести всех мастей работодателей, подвигая их к увеличению зарплат. Например, в ходе обсуждения проекта областного бюджета 2008 года было высказано пожелание довести к 2009 году среднюю зарплату в регионе до 29 тысяч при нынешних 14-15 тысячах рублей. В ответ топ-менеджеры и владельцы заводов, газет, пароходов ни "да", ни "нет" не говорят. Заводят беседы о том, что поднимать заработки можно ровно настолько, насколько растет производительность труда. Это, мол, экономическая аксиома, не следовать которой нельзя. Однако при этом избегают обсуждать вопрос о том, какую долю в себестоимости выпускаемой продукции составляют расходы на оплату труда. В развитых странах мира доля эта достигает 50, а нередко и более процентов. А что у нас? Опять же в среднем по стране - максимум 30 процентов. Попытка получить такую информацию на нескольких экономически сильных уральских предприятиях успехом не увенчалась. Ответ один: это - коммерческая тайна.

 

Кстати

По названному выше соглашению с июля 2008 года МРОТ на территории Среднего Урала поднимется до 3100 рублей, а затем осенью - до 3500. Вероятно, и уклоняющихся от его выполнения станет больше.