Эта сумма, по словам Казакевича, сопоставима с ежемесячными поступлениями в Стабфонд доходов от экспорта нефти и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). "Это своеобразная тринадцатая зарплата для Стабфонда", - так оценил результаты размещения средств Казакевич. Заметим, что дебаты по поводу управления средствами Стабфонда идут с момента его создания и не утихают по сей день. Минфин не раз упрекали в том, что аккумулированные в Стабфонде деньги лежат без движения и их съедает инфляция.
Но с лета прошлого года средства Стабфонда начали размещать на депозитах Центробанка: по 45 процентов в долларах и евро и 10 процентов в английских фунтах стерлингов. А Банк России начисляет проценты за пользование этими средствами. В этом году доходность от размещения денег Стабфонда составила 10,94 процента годовых в долларах США, подсчитали в минфине. "Этот год был удачным для наших инвестиций", - говорит Казакевич. Впрочем, как признает чиновник, во многом эта удача связана с неустойчивостью мировых финансовых рынков и пониженным интересом инвесторов к рискованным активам. Все заработанные на этих операциях деньги будут вновь возвращены в Стабфонд в рублях, затем конвертированы в иностранную валюту и снова размещены на валютных счетах в Банке России, пояснил Казакевич.
Но с 1 февраля 2008 года Стабфонд прекратит свое существование в нынешнем виде. Напомним, что кроме доходов от нефти в него будут направляться и поступления от экспорта газа. А сам Стабфонд разделят на две части - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. При этом, вероятно, будет изменен и порядок управления этими деньгами. Однако новую схему размещения в минфине пока не раскрывают.
По словам Казакевича, на первом этапе валютная структура размещения нефтегазового фонда сохранится. При этом средства Резервного фонда могут расходоваться только на нефтегазовый трансферт в бюджет, если для этого не будет хватать текущих нефтегазовых доходов, а также на досрочное погашение государственного долга. А средства из Фонда национального благосостояния могут направляться только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытие дефицита Пенсионного фонда.