Создать условия для развития здоровой конкуренции на рынке медицинских услуг намерена Федеральная антимонопольная служба. Ведомство берется за разработку концепции соответствующего законопроекта. Об этом заявил на заседании экспертного совета по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении замруководителя ФАС Андрей Кашеваров.
Толчком для принятия такого решения послужили выступления руководителей общественных организаций, объединяющих врачей частной практики, в унисон повествующих о "дискриминации частных медицинских учреждений". Главным препятствием для нормальной конкуренции частные врачи считают оказание платных услуг в государственных и муниципальных клиниках и демпинговые расценки на них.
"Изначально это оправдывалось тем, что государство было не в состоянии в полном объеме финансировать здравоохранение, - рассказывает президент Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики Алексей Каменев, - теперь ситуация изменилась - господдержка обеспечена на все сто процентов. Зарплата врачам и медперсоналу не задерживается, новое оборудование закупается, "запредельную" арендную плату за помещения платить не надо. Так почему, используя государственную собственность и оборудование, за которое налогоплательщики, по сути, уже заплатили, имея госфинансирование, больницы и поликлиники продолжают оказывать платные услуги, вынуждая порой своих пациентов "добровольно" отказываться от бесплатных?
Год назад в Новосибирске муниципальным медучреждениям запретили оказывать платные услуги. Хуже они от этого работать не стали".
Не согласны общественники и с препятствиями, которые приходится преодолевать, в том числе через суд, для вступления частного бизнеса в систему обязательного медицинского страхования. "Я, к примеру, руковожу кардиологической клиникой, - рассказывает президент Ассоциации клиник Санкт-Петербурга Надежда Алексеева, - и к нам нередко обращаются люди с болями в сердце, которым невозможно отказать в быстром лечении, несмотря на то, что у них нет денег. Однако попасть в систему ОМС нам удалось только через суд. И то лишь по одной услуге - врачебное посещение. А это значит, что обследования, которые в любом случае необходимо проводить прежде чем поставить диагноз и назначить лечение, компенсироваться не будут".
Третий пункт дискриминации, по мнению частных врачей, - это лишение их положенной по закону досрочной пенсии, которую тоже зачастую приходится "выбивать" через суд. Жаловались они и на принцип "двойных стандартов" при лицензировании. Нет, на бумаге "все чисто" - и государственные клиники, и частные имеют равные права, а на деле... Не достаются частным клиникам и "квоты" на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в рамках нацпроекта "Здоровье", хотя оборудование часто позволяет это делать.
Еще одна проблема - в 2009 году заканчивается действие закона о продаже муниципального имущества, арендаторами которого являются 86 процентов частных клиник. Сами они выкупить помещения не могут, а когда это делают другие собственники, они нередко меняют профиль учреждения.
"Нужно государственное регулирование этого вопроса, - считает Алексей Каменев, - например, мораторий на продажу государственной и муниципальной недвижимости, занимаемой медучреждениями, на 5-10 лет. Или предоставление им права выкупа помещений с рассрочкой на этот же срок".
Андрей Кашеваров согласился с предложенными доводами: "Необходимо исключить "перекосы" между государственными и частными медучреждениями. По идее, если госбольницы финансируются из бюджетов, их услуги должны быть полностью бесплатными. В любом случае систему надо менять".
В ФАС считают, необходимо определить перечень бесплатных и платных услуг для населения. Первые должны финансироваться из бюджета, и доступ к ним должен быть равным как у госучреждений, так и у частной медицины. Но, получив бюджетное финансирование, частная клиника должна оказывать эти услуги бесплатно. При этом государство не должно полностью уходить от услуг, которые могут признаваться исключительно платными и также софинансировать их, таким образом удешевляя и делая их более доступными.