Автоперевозчики Барнаула настаивают на повышении стоимости проезда

Барнаульские автопредприниматели заявили, что с 20 декабря они вынуждены вновь повысить стоимость проезда в автобусах и маршрутных такси. В противном случае от безденежья городской парк техники просто встанет на прикол.

Автопредприниматели называют сложившуюся ситуацию не иначе, как критической. На сегодняшний день большинство транспортных предприятий залезли в долги, и нередко они исчисляются миллионами рублей.

Последний раз цены на проезд в барнаульском общественном транспорте повышались в ноябре 2005 года. По мнению автоперевозчиков, тарифы нужно было плавно повышать в течение минувших двух лет с учетом роста инфляции. А поскольку не повышали, то сейчас на Алтае стоимость проезда в городском транспорте одна из самых низких в Сибири. В соседнем Новосибирске, например, на днях стоимость билета на маршрутках увеличили с 13 до 14 рублей.

В Алтайском крае, как и по всей стране, за два последних года горючее выросло в цене в среднем на 50 процентов, аккумуляторы и масла на все 100, а шины на 70 процентов. Поставщики пока дают барнаульским автопредпринимателям все необходимое в рассрочку, но вечно это продолжаться не может.

Из-за долгов предприятия не имеют возможности обновить подвижной состав и повысить низкую заработную плату рабочих. Текучесть кадров, особенно водителей, с каждым годом становится все больше и больше.

- Мы попали в очень сложное финансовое положение, - говорит председатель Барнаульского городского общества автопредпринимателей Валерий Леонов. - Транспортные предприятия находятся на грани банкротства, и, поверьте, я нисколько не сгущаю краски. Чтобы исправить ситуацию, на автобусах большой вместимости нужно увеличить тариф как минимум на два с половиной рубля. Причем расчеты производились с учетом того, что цена на топливо снова не поднимется.

Директор МУП "Горэлектротранс" Андрей Рейнгольд заявил корреспонденту "РГ", что проезд в троллейбусах и трамваях Барнаула будет составлять семь рублей, но раньше 1 января повышения ждать не стоит.

- В городском электротранспорте стоимость проезда ниже, чем в автобусах, - заявил он. - Но это связано не с тем, что мы не потребляем ГСМ, а с тем, что ежегодно в городском бюджете закладываются деньги на компенсацию наших расходов, бесплатного проезда пенсионеров, школьников, студентов и граждан. За прошедшие два года все расходы выросли на 25 процентов, а стоимость проезда не поднялась. У нашего предприятия те же проблемы, что и у автобусников. Зарплата у работников в три раза ниже, чем должна быть, поэтому не хватает водителей, есть проблема с обновлением подвижного состава. Причина сегодняшнего бедственного положения перевозчиков прежде всего состоит в том, что в нашей стране не контролируется рост цен на энергоносители.

Автобусники неоднократно обращались в администрацию края и мэрию Барнаула с просьбой изменить тарифы на услуги по перевозке пассажиров, но ответа так и не получили. Сейчас они предлагают установить тариф не ниже десяти рублей за одну поездку в автобусах большой вместимости (себестоимость перевозки одного пассажира составляет 13 рублей).

В малогабаритных маршрутках, по расчетам транспортников, цена на билет должна быть не менее 12 рублей. На какой цифре они сойдутся с властями, покажет новый год.

Учитывая сложность вопроса, предприниматели готовы забыть про 20 декабря и некоторое время повременить с повышением цен на билеты.

Заместитель председателя комитета мэрии Барнаула по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи Олег Юдин так прокомментировал требования автоперевозчиков:

- Ситуация сложилась серьезная. У автоперевозчиков баланс минусовый, денег не хватает ни на зарплату водителям, ни на закупку горючего. У них миллионные долги - так, по 55-му и 60-му маршрутам долги составляют семь миллионов рублей. Ситуацию подхлестнуло последнее повышение цен на дизельное топливо - за последний месяц оно подорожало на четыре рубля. Зарплата водителей и кондукторов зависит от тарифов. Водители уже бегут отсюда из-за низких зарплат...

Олег Юдин подчеркнул, что существующие на сегодня тарифы не покрывают расходы перевозчиков. Стоимость проезда, исходя из всех подсчетов, уже не может быть меньше 10 рублей.

Сложность в том, что на данный момент никто не вправе принять то или иное решение по вопросу - утвердить или не утвердить новые тарифы. Краевая администрация в свое время передала администрации города полномочия по определению тарифов на перевозки. Этим занимался комитет мэрии по экономическому анализу и ценовому регулированию. Потом их забрало себе главное управление экономики и инвестиций. Но в январе прошлого года ГУЭИ снова все полномочия начало передавать на уровень администрации города. Сейчас постановление о передаче полномочий мэрии принято в первом чтении, во втором чтении оно будет рассмотрено на предстоящей, декабрьской сессии крайсовета.

Компетентно

Валерий Леонов, председатель Барнаульского городского общества автопредпринимателей:
- В Барнауле сегодня пассажирскими перевозками занимаются шесть крупных предприятий, которые имеют автобусы большой вместимости - всего около 300 машин. Кроме того, на транспортном рынке работают почти 700 автобусов малой вместимости. Дальнейшая их судьба находится в руках городских и краевых властей. Сегодня кому-то нужно взять ручку и подписать это постановление. Повышение тарифов - довольно непопулярная мера в народе, и брать такую ответственность на себя, конечно, никому не хочется. Тем не менее это придется сделать. Главное, чтобы не было поздно...