Новости

19.12.2007 04:39
Рубрика: Экономика

Тарифный тупик

Автоперевозчики краевого центра настаивают на повышении стоимости проезда

Барнаульские автопредприниматели заявили, что с 20 декабря они вынуждены вновь повысить стоимость проезда в автобусах и маршрутных такси. В противном случае от безденежья городской парк техники просто встанет на прикол.

Автопредприниматели называют сложившуюся ситуацию не иначе, как критической. На сегодняшний день большинство транспортных предприятий залезли в долги, и нередко они исчисляются миллионами рублей.

Последний раз цены на проезд в барнаульском общественном транспорте повышались в ноябре 2005 года. По мнению автоперевозчиков, тарифы нужно было плавно повышать в течение минувших двух лет с учетом роста инфляции. А поскольку не повышали, то сейчас на Алтае стоимость проезда в городском транспорте одна из самых низких в Сибири. В соседнем Новосибирске, например, на днях стоимость билета на маршрутках увеличили с 13 до 14 рублей.

В Алтайском крае, как и по всей стране, за два последних года горючее выросло в цене в среднем на 50 процентов, аккумуляторы и масла на все 100, а шины на 70 процентов. Поставщики пока дают барнаульским автопредпринимателям все необходимое в рассрочку, но вечно это продолжаться не может.

Из-за долгов предприятия не имеют возможности обновить подвижной состав и повысить низкую заработную плату рабочих. Текучесть кадров, особенно водителей, с каждым годом становится все больше и больше.

- Мы попали в очень сложное финансовое положение, - говорит председатель Барнаульского городского общества автопредпринимателей Валерий Леонов. - Транспортные предприятия находятся на грани банкротства, и, поверьте, я нисколько не сгущаю краски. Чтобы исправить ситуацию, на автобусах большой вместимости нужно увеличить тариф как минимум на два с половиной рубля. Причем расчеты производились с учетом того, что цена на топливо снова не поднимется.

Директор МУП "Горэлектротранс" Андрей Рейнгольд заявил корреспонденту "РГ", что проезд в троллейбусах и трамваях Барнаула будет составлять семь рублей, но раньше 1 января повышения ждать не стоит.

- В городском электротранспорте стоимость проезда ниже, чем в автобусах, - заявил он. - Но это связано не с тем, что мы не потребляем ГСМ, а с тем, что ежегодно в городском бюджете закладываются деньги на компенсацию наших расходов, бесплатного проезда пенсионеров, школьников, студентов и граждан. За прошедшие два года все расходы выросли на 25 процентов, а стоимость проезда не поднялась. У нашего предприятия те же проблемы, что и у автобусников. Зарплата у работников в три раза ниже, чем должна быть, поэтому не хватает водителей, есть проблема с обновлением подвижного состава. Причина сегодняшнего бедственного положения перевозчиков прежде всего состоит в том, что в нашей стране не контролируется рост цен на энергоносители.

Автобусники неоднократно обращались в администрацию края и мэрию Барнаула с просьбой изменить тарифы на услуги по перевозке пассажиров, но ответа так и не получили. Сейчас они предлагают установить тариф не ниже десяти рублей за одну поездку в автобусах большой вместимости (себестоимость перевозки одного пассажира составляет 13 рублей).

В малогабаритных маршрутках, по расчетам транспортников, цена на билет должна быть не менее 12 рублей. На какой цифре они сойдутся с властями, покажет новый год.

Учитывая сложность вопроса, предприниматели готовы забыть про 20 декабря и некоторое время повременить с повышением цен на билеты.

Заместитель председателя комитета мэрии Барнаула по эксплуатации дорог, благоустройству, транспорту и связи Олег Юдин так прокомментировал требования автоперевозчиков:

- Ситуация сложилась серьезная. У автоперевозчиков баланс минусовый, денег не хватает ни на зарплату водителям, ни на закупку горючего. У них миллионные долги - так, по 55-му и 60-му маршрутам долги составляют семь миллионов рублей. Ситуацию подхлестнуло последнее повышение цен на дизельное топливо - за последний месяц оно подорожало на четыре рубля. Зарплата водителей и кондукторов зависит от тарифов. Водители уже бегут отсюда из-за низких зарплат...

Олег Юдин подчеркнул, что существующие на сегодня тарифы не покрывают расходы перевозчиков. Стоимость проезда, исходя из всех подсчетов, уже не может быть меньше 10 рублей.

Сложность в том, что на данный момент никто не вправе принять то или иное решение по вопросу - утвердить или не утвердить новые тарифы. Краевая администрация в свое время передала администрации города полномочия по определению тарифов на перевозки. Этим занимался комитет мэрии по экономическому анализу и ценовому регулированию. Потом их забрало себе главное управление экономики и инвестиций. Но в январе прошлого года ГУЭИ снова все полномочия начало передавать на уровень администрации города. Сейчас постановление о передаче полномочий мэрии принято в первом чтении, во втором чтении оно будет рассмотрено на предстоящей, декабрьской сессии крайсовета.

Компетентно

Валерий Леонов, председатель Барнаульского городского общества автопредпринимателей:
- В Барнауле сегодня пассажирскими перевозками занимаются шесть крупных предприятий, которые имеют автобусы большой вместимости - всего около 300 машин. Кроме того, на транспортном рынке работают почти 700 автобусов малой вместимости. Дальнейшая их судьба находится в руках городских и краевых властей. Сегодня кому-то нужно взять ручку и подписать это постановление. Повышение тарифов - довольно непопулярная мера в народе, и брать такую ответственность на себя, конечно, никому не хочется. Тем не менее это придется сделать. Главное, чтобы не было поздно...

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Сибирь СФО Алтайский край Барнаул