Уже несколько лет руководители промышленных предприятий жалуются на отсутствие специалистов. Власти проводят "круглые столы" и вырабатывают кадровую политику. Но учреждения начального профессионального образования закрываются, а эксперты прогнозируют, что самое печальное еще впереди.
Сейчас в крае насчитывается 70 государственных учреждений начального профессионального образования, 62 из них имеют статус краевых. Еще четыре года назад в них принимали по 16 тысяч человек ежегодно, прием нынешнего учебного года составил только 10 тысяч учащихся. Сегодня в разных училищах и профлицеях края не ведется обучение по некоторым специальностям из-за недобора.
Слабое заполнение учебных классов ставит под сомнение само существование учебных заведений. "В Косихе училище № 74 рассчитано на 550 учащихся. Сегодня там учатся только 202 человека. При этом содержание здания, счета за отопление и электроэнергию оплачиваются в полном объеме", - приводит пример заместитель начальника отдела начального профессионального образования управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Александр Кудрявцев. Еще хуже обстоят дела в училище № 61, что в селе Верх-Ануйское Быстроистокского района - там заполненность учащимися составляет только 28 процентов. По словам Александра Кудрявцева, таких учреждений в крае - более десятка. Власти признают, что в ближайшее время неизбежно придется столкнуться с реорганизацией. В прошлом году система образования уже пожертвовала несколькими училищами и профлицеями. В частности, были укрупнены барнаульский профлицей № 45 (за счет присоединения к нему профессионального училища № 20), рубцовский профессиональный лицей № 47 (путем вливания в него профессионального училища № 9), профессиональное училище № 79 в селе Новомихайловка Локтевского района - в его состав вошло реорганизованное профессиональное училище № 75 села Веселоярск. В результате таких слияний часть преподавателей неизбежно остается без работы. Хотя им стараются подыскивать альтернативные места, проблема трудоустройства педагогов, как признают власти, все же существует.
Естественный, если так можно выразиться, недостаток учащихся вследствие снижения рождаемости в начале девяностых годов прошлого века усугубляется все нарастающей и уже теряющей цивилизованные очертания конкуренцией между разными уровнями образования. В редакцию Сибирского представительства "Российской газеты" в Барнауле позвонила преподавательница одного из профессиональных лицеев края. Молодой специалист рассказала, с какими трудностями приходится сталкиваться ее коллегам во время проведения профориентации учеников общеобразовательных школ. Зачастую в школах, особенно сельских, преподавателей профлицея просто не пускают на порог. Формально объяснение этому дается следующее: школьные учителя своих детей хорошо знают, они научат их всему сами и выпустят из одиннадцатого класса общеобразовательной школы, готовых к поступлению уже в вуз, а не в профтехучилище. В таком же ключе проводятся "разъяснительные" беседы с родителями - и зачастую мамы и папы поддерживают школьных педагогов. Как полагают преподаватели профлицеев, учителя немного лукавят - просто им тоже приходится жить в новых условиях, когда финансирование школ напрямую зависит от количества учеников. Подобные факты нам подтвердили в краевом управлении по образованию и делам молодежи. Правда, отказались называть районы и школы, в которых замечено подобное поведение учителей.
На выходе со школьного крылечка выпускников-одиннадцатиклассников с распростертыми объятиями поджидают вузы, особенно те, что предлагают платное образование. "Сколько сейчас говорится, что грамотные обладатели рабочих специальностей могут зарабатывать гораздо больше невостребованных дипломированных юристов и экономистов - нет, все равно молодые люди упрямо поступают на эти специальности и зачастую на платной основе", - разводит руками Александр Кудрявцев. И при этом все ближе то время, когда количество выпускников школ сравняется с числом студентов-первокурсников, утвержденным планами приема вузов.
Конечно, признаваться в своей беспомощности и в том, что через пару лет при таких тенденциях начальное профессиональное образование в Алтайском крае прекратит свое существование, власти не собираются. Однако и помочь училищам и профлицеям в вопросах заполняемости классов тоже не могут. Тем более, что по новому законодательству вчерашних девятиклассников могут принимать только те училища, которые доучивают их до уровня полного общего образования.
Поэтому на местах с недобором пытаются справиться сами, причем зачастую, как и школьные учителя, весьма спорными методами. Наша собеседница рассказала, что директор профлицея, в котором она работает, обязал каждого преподавателя к началу нового учебного года привести учиться как минимум по пять детей. В случае невыполнения этого требования педагогам был обещан финансовый кнут в виде уменьшенной преподавательской нагрузки, а значит, и меньшего размера заработной платы. Директор свое грозное обещание сдержал - те преподаватели, что не смогли найти пять человек для профлицея, в этом году ведут меньше занятий и получают меньшую заработную плату, чем год назад. Наша собеседница, к счастью, привела пять новых учащихся - "просто чудом", как говорит она сама. Однако административный ресурс не помог учебному заведению: в этом году там не смогли набрать желающих обучаться по двум из пяти специальностей.
С такой проблемой сталкиваются многие. Александр Кудрявцев приводит еще один пример этого года - рубцовским промышленным предприятиям очень нужны токари. Но на эту специальность в местное училище подали заявления только 11 человек, и в итоге обучение новых специалистов в городе не ведется. Преподаватели умоляют сократить контрольные цифры, чтобы обучать хотя бы тех немногих, кто еще желает это делать. Но такие решения принимаются на федеральном уровне, поэтому в краевом управлении в ответ на подобные предложения лишь качают головой. Ведь, как считается, при таком подходе не будет решена проблема экономической целесообразности работы заведения. Иногда руководители учреждений начального профессионального образования, в нарушение всех нормативов, все же открывают группы, где учащихся меньше 25 человек. "Но любая проверка это нарушение выявит, и тогда директора ждут последствия более печальные, чем те, которые наступают после закрытия отдельных специальностей", - предупреждает Александр Кудрявцев.
Единственное, чем теперь могут поспособствовать власти с помощью регионального бюджета, так это обновлением учебной базы. В некоторых, особенно сельских, училищах она устарела на 85 процентов - не удивительно, если учесть, что не обновлялась база 17 лет. Сдвиги в области обновления уже есть. В рамках финансирования, предусмотренного краевой целевой программой, на 10 миллионов рублей в этом году для двух училищ, получивших статус ресурсных центров, - в Барнауле и в селе Первомайском - будут куплены два комбайна, несколько других сельхозмашин, оборудование для будущих строителей. По 10 миллионов рублей краевой бюджет будет выделять четыре года подряд. Траты уже расписаны. Например, в следующий раз новое оборудование, купленное на часть этих денег, получат барнаульские токари-станочники. По мнению властей, обновленная база, а также поворот в пользу рабочих специальностей со временем сделают свое дело, и в профессиональные лицеи и училища молодежь пойдет учиться с большей охотой, чем сейчас.