Добровольцев пополнять так называемый народный счет погашения внешнего долга Киргизии оказалось не так много, как рассчитывали авторы идеи. С момента открытия счета прошло более полугода, а в нацбанк страны поступило чуть более 221 тысячи сомов и 3350 долларов.
- Никто не спешит пополнить народный счет, - заявил на одном из заседаний правительства исполняющий обязанности министра финансов переходного правительства Киргизии Акылбек Жапаров, который с самого начала весьма скептически отнесся к этой инициативе.
Напомним, год назад перед Киргизией стоял вопрос, принять или нет предложение международных доноров и основных кредиторов страны - Всемирного банка и МВФ - вступить в программу по реструктуризации внешнего долга HIPC. К тому времени республика оказалась перед неизбежностью начать платить по долгам многосторонним кредиторам. Тогда вопрос об отсрочке и реструктуризации займов по двусторонним соглашениям со странами-донорами киргизским правительством был урегулирован. Но вся проблема заключалась в том, что львиную долю внешнего долга, накопленного с момента объявления Киргизии независимым государством - свыше 70 процентов из 2 миллиардов долларов - составляли кредиты крупных международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк, МВФ, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития. По отношению к ним практику отсрочки платежей и процентов по кредитам киргизским финансистам применить не удалось, и перед Киргизией замаячила угроза стать страной-банкротом.
Перспектива оказаться участником HIPC, а следовательно войти в число наибеднейших стран планеты буквально расколола киргизское общество на два лагеря - сторонников программы и ее противников. Причем последних было гораздо больше. Практически весь кабинет министров, за исключением главы нацбанка и министра финансов, предостерегавшие, что бюджет республики не сможет выдержать тяжкий груз долгового бремени, отвергали возможность вступления в программу по его уменьшению. При этом высокопоставленные чиновники в унисон с митингующим студенчеством и активистами НПО, развернувшим целое движение против HIPC, патриотично заявляли, что-де сделают все от них зависящее, чтобы страна смогла собственными силами заплатить по счетам.
Помнится, на этой волне энтузиазма кто-то кинул клич: всем миром вытащим страну из долговой ямы, как это сделала Южная Корея! В результате от предложения доноров отказались.
Идею открыть народный счет, куда бы могли поступать пожертвования граждан, поддержал и тогдашний премьер-министр Киргизии Алмазбек Атамбаев. Первым в фонд погашения двухмиллиардного внешнего долга свои 5 тысяч сомов на народный счет перечислил министр здравоохранения Туйгунаалы Абдраимов, эстафету подхватили сотрудники отдела экономической и социальной политики администрации президента, внесшие такую же сумму. Начинание поддержали и киргизы, проживающие в Самаре. Они изъявили желание помочь Родине и собрали 88 тысяч рублей. Отклики присоединиться к народной инициативе шли и от бывших эмигрантов, осевших в дальнем зарубежье.
Но более всех поразил своей щедростью предприниматель Джумабек Токтогазиев. Он обещал, что в случае создания народного счета без колебаний внесет туда 1 миллион сомов. Однако под предлогом того, что идею всем миром помочь стране избавиться от долга чиновники претворяют в жизнь неправильно, бизнесмен предпочел воздержаться от подобного проявления благотворительности.
Постепенно запал "помочь стране всем миром" погас, о чем говорит и собранная к сегодняшнему дню на народном счете сумма. Увы, ни молодежь, закидывавшая офис Всемирного банка яйцами, ни общественные организации, устраивавшие шумные пикеты против HIPC, не присоединились к народу и ни сома на специальный счет в центробанке для погашения внешнего долга так и не внесли. В итоге желающих рассчитаться с долгами и кредитами, накопленными чиновниками за последние семнадцать лет, среди рядовых граждан Киргизии оказалось не так много.
Между тем, в 2008 году, по прогнозам министерства финансов, соотношение внешнего долга к ВВП Киргизии составит 59 процентов.
Кстати
Бюджет текущего года корректировался не раз. Референдум, состоявшийся в октябре, обошелся госказне в более чем 80 миллионов сомов. На проведение досрочных парламентских выборов, прошедших в минувшее воскресенье, ушло еще свыше 151,5 миллиона сомов. К тому же недавно минфин по поручению президента Курманбека Бакиева изыскал дополнительно 300 миллионов сомов на строительство Камбаратинской ГЭС-2.