В Мурманской области премию учителю начислит ученик

С нового 2008 года зарплата мурманских педагогов будет зависеть от многих факторов. В том числе - от того, какой именно предмет учитель преподает, а также, что о нем думают ученики и их родители.

С 1 января в Мурманской области вводится новая система оплаты труда педагогов. В результате повышение зарплат учителей составит от 5  до 50 процентов. И, прежде всего, за счет введения двух схем повышающих коэффициентов.

Первая схема основана на квалификации учителя, в зависимости от которой должностной оклад педагога увеличится от 5 до 15 процентов.

Вторая схема учитывает сложность обучения предметам. Выглядит она так: все предметы школьной программы разделены на три группы. В первую вошли русский и иностранный языки, литература, математика, физика, а также начальная школа. Во вторую группу - история, обществознание, география, биология, информатика и химия. В  третью - право, экономика, технология, астрономия, физкультура, музыка, рисование, черчение. Оклад учителей, преподающих предметы первой группы, будет увеличен на 20 процентов, второй группы - на 15 процентов, третьей группы - лишь на 10 процентов.

С учетом всех этих повышений зарплата, например, учителя математики, работающего на одну ставку и имеющего высшую категорию, составит примерно 16300 рублей в месяц. На руки он будет получать около 14200 рублей. Сейчас такой учитель получает около 12300 рублей. Впрочем, поскольку средняя нагрузка областных педагогов составляет 1,2 ставки, реальная средняя зарплата работников высшей категории составляет 14760 рублей. В целом учитель высшей категории получит повышение на 40 процентов.

Молодой учитель, не имеющий категории и преподающий предметы третьей группы, после введения новой системы оплаты будет получать на руки 7500 в месяц - на 600 рублей больше, чем сейчас. Зарплата таких учителей вырастет примерно на 7 процентов.

По мнению специалистов, деление учителей на категории в зависимости от предметов может вызвать конфликты в педагогических коллективах. Ведь при равной квалификации учитель литературы, например, будет получать больше, чем учитель черчения. Получается, что есть предметы важные и не очень?
- Речь не идет о важности предмета, а только о сложности его преподавания, - поясняет председатель областного комитета по образованию Василий Костюкевич. - И эта сложность учитывалась всегда. Правда, раньше за нее доплачивали в других формах: математикам и "русакам" - за проверку тетрадей, физикам - за лабораторные работы и так далее.

Больше с 1 января будут получать и директора школ. Для них предусмотрено формирование премиального фонда в размере 2 процентов от фонда оплаты труда учреждения. Таким образом, оплата труда директора может увеличиться в полтора-два раза. Сейчас руководители школ получают 16000 - 19000 рублей. Вместе с премиальными эта сумма может вырасти до 30000 рублей. Размер и порядок стимулирования труда руководителей конкретного учебного заведения будет зависеть от решения его учредителя - муниципалитета или областного правительства.

Одним из наиболее спорных моментов новой системы оплаты труда педагогов является порядок распределения так называемых стимулирующих надбавок - за напряженность и результативность труда, а также за работу, не входящую в круг должностных обязанностей педагога. Общий размер стимулирующих надбавок с нового года будет оставлять 25 процентов от основного фонда оплаты труда. Ранее этот вопрос находился в ведении администрации школы. Теперь решение об установлении стимулирующих надбавок будет принимать управляющий совет школы, куда должны входить представители педагогов, учеников и их родителей.

В школах Мурманска уже давно работают органы общественного управления - родительские комитеты, попечительские советы. Сейчас заканчивается их реорганизация в управляющие советы. И с января они должны быть готовы к выполнению своих новых обязанностей.

Комментарий

Людмила Геращенко, заместитель председателя комитета по образованию администрации Мурманска:

- Расширение общественного участия в жизни школы можно только приветствовать. Ведь в повышении качественного образования заинтересованы и учителя, и родители, и ученики. И создание управляющих советов, от решения которых будет зависеть поощрение педагогов, должно повысить и качество работы учителей, и их ответственность за результаты своего труда.

Виктор Филимонов, директор мурманского лицея № 1:

- Оценивать работу педагогов должны профессионалы. Если государство доверяет директору управление школой, то почему бы не доверить ему и оценку труда педагогов? И потом, обсуждать достоинства и недостатки педагогов на совете, в который входят и ученики, по меньшей мере, неэтично. А в том, что мнения, высказанные членами совета, послужат почвой для конфликтов в учительских коллективах, можно и не сомневаться.