19.12.2007 04:45
    Поделиться

    Саратовский роспотребнадзор отстоял право покупателей получать консультации продавцов бесплатно

    Роспотребнадзор отстоял право покупателей получать консультации продавцов бесплатно

    Конец года в областном центре неизменно бывает отмечен рядом сезонных признаков. Один из них - предновогодний ажиотаж в магазинах, торгующих бытовой техникой. День ото дня он нарастает, подобно эпидемии.
     
    Вот тут-то и следует вспомнить, что совсем недавно (12 декабря) вступили в силу изменения в Закон РФ "О защите прав потребителей". Изменения оказались настолько существенными, что производители и продавцы "технически сложных товаров" уже ждут массового наступления разочарованных покупателей.

    А пока граждане только учатся отстаивать в суде свои права, в Саратове роль истца уже взяло на себя региональное управление Роспотребнадзора, вставшее на защиту прав "неопределенного круга потребителей".

    Такой термин используется в судопроизводстве, когда неизвестно, сколько всего человек пострадало от недобросовестности продавцов или производителей. Конкретно в нашем случае речь идет о многочисленных обращениях граждан по поводу условий сертификата так называемой "Программы дополнительного сервиса" на технически сложные товары, приобретенные в многочисленных магазинах одной популярной сетевой организации.

    А условия эти оказались весьма оригинальными. Приобретая, скажем, в магазине домашний кинотеатр стоимостью 15 тысяч рублей, продавец предлагал вам, но за дополнительную плату (две тысячи), еще и сертификат, гарантирующий… бесплатное сервисное обслуживание.

    Как правило, покупки мы совершаем в дни скидок, находясь почти что в состоянии аффекта. Там, где отдаешь 15 тысяч, две уже не имеют значения. И только по прошествии времени добросовестный приобретатель задается вопросом: за какой же такой "дополнительный сервис" он заплатил, если производитель товара и так гарантирует его бесплатное сервисное обслуживание в течение 36 месяцев?

    Более того, из пресловутых сертификатов "Программы дополнительного сервиса" следует, что их владельцы имеют право на сервисное обслуживание, включающее в себя консультации по применению того товара, на котором покупатели остановили свой выбор. Получается, что не имея на руках сертификата, вы не можете обратиться к продавцу за консультацией, а потому технические характеристики электрического водонагревателя или DVD-плеера так и останутся для вас тайной за семью печатями.

    Но на этом безответственная изобретательность авторов сертификатов не закончилась. Самое главное, что купленное право на бесплатное сервисное обслуживание на деле не реализовывалось - общество его просто не осуществляло, а продавец отвечал отказом на требования потребителей, купивших сертификаты, обменять товар ненадлежащего качества или расторгнуть договор купли-продажи.

    За обман потребителей директор ООО привлекался управлением Роспотребнадзора к административной ответственности в виде штрафа. Но жалобы от граждан не прекращались. Это и послужило поводом обратиться в суд для защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Суд Кировского района Саратова признал действия торговой организации противоправными.

    Как нам пояснили в отделе по надзору за законностью в социальной сфере прокуратуры Саратовской области, предложенные данными сертификатами платные услуги подменяют собой установленные законодательством обязанности продавца. В силу закона потребитель имеет право (а, следовательно, продавец несет соответствующую обязанность) на безвозмездную замену товара, право на бесплатную доставку крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены или возврата их потребителю.

    Так что, отправляясь в преддверии новогодних праздников за крупной покупкой, нелишне помнить об этом и трезво оценивать ситуацию со скидками, не забывая, за счет чего они появляются….

    Комментарии

    Владимир Шибалкин, начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Саратовской области:

    - Впервые  был создан прецедент, когда Роспотребнадзор использовал практику судебной защиты прав потребителей. Это произошло после того, как директор сети магазинов неоднократно привлекался нашим управлением за обман потребителей к административной ответственности. 

    Существует целая система защиты прав потребителей, но, как показала практика, наиболее эффективная мера - обращаться в суд. Кстати, суд, который мы инициировали, признал противоправными действия еще одной торговой организации. Покупатели сообщали, что на упаковке продуктов питания, расфасованных в сетевых магазинах этого ООО, не указывается срок годности.

    Сейчас Роспотребнадзор проводит еще ряд проверок в сетевых магазинах, связанных с обращениями граждан. Впереди - новые иски в судебные инстанции.

    Юлия Чайковская, прокурор отдела прокуратуры Саратовской области:

    - Мы намерены расширять практику защиты потребителей от недобросовестных продавцов и производителей. Прокуратура тоже будет проводить соответствующие проверки. Но и граждане со своей стороны должны активнее использовать суды для защиты своих прав, тем более, что законодательство сегодня предоставляет такую возможность. Кстати, иски, связанные с нарушением прав потребителей, не облагаются госпошлиной. А при условии, если дело будет выиграно, истцу будет оплачена и помощь адвоката.

    Поделиться