На пятой части посевных площадей республики показатель загрязненности почв химическими реагентами резко превышает допустимые нормы.
Берем не глядя
От сорняков на полях, по оценкам специалистов, теряется до 15 процентов урожая, около 600 тысяч тонн зерна. Избежать этого можно только при применении фунгицидов и гербицидов. Вносить их в почву нужно строго придерживаясь технологий. Но, как отмечают в Министерстве сельского хозяйства республики, агрономы часто не задумываются о видовом составе сорняков, о допустимой концентрации и просто поливают поле оказавшимися под рукой химическими реагентами.
- Расходы на удобрения и стимуляторы роста занимают около 40 процентов от себестоимости зерна, поэтому приходится во избежание подделок и неэффективных препаратов проводить в декабре тендер среди поставщиков, - рассказывает Артур Нугуманов, начальник отдела прогрессивных технологий растениеводства Минсельхоза РБ. - Мы можем оказать содействие хозяйствам в покупке того или иного препарата, но проследить за его правильным использованием сложно. В итоге химудобрения вносятся не вовремя, по нескольку раз или с серьезным превышением допустимой концентрации.
Перенасыщение земли гербицидами приводит к повышенному содержанию пестицидов в продуктах питания. Но о соблюдении агротехнологий специалисты стали забывать. В заявках на поставку того или иного препарата не анализируется ни его реакция с уже ранее внесенными, ни влажность почвы. Хозяйства сами определяют количество необходимых удобрений. Их излишки оказываются не пригодными для повторного применения и складируются, как правило, в неприспособленных помещениях.
Мертвые запасы
Факты загрязнения окружающей среды химически активными реагентами регистрируются ежегодно. Достаточно легко обнаружить нарушения природоохранного законодательства, если вещества скапливаются в большом количестве. Но кто обратит внимание на пару мешков, оставшихся в полуразрушенном амбаре?
Как сказал корреспонденту "Российской газеты" старший помощник природоохранного прокурора Александр Баев, нарушения такого рода сегодня встречаются реже. Однако многолетние скопления химических удобрений в итоге привели к беспрецедентному загрязнению почв. Управляющие, конечно, привлекаются к ответственности, выявленные нарушения устраняются. Но, по большому счету, точно просчитать уже нанесенный флоре и фауне ущерб практически невозможно.
В ходе проверок, проведенных с начала года Межведомственной природоохранной прокуратурой республики, составлен 791 акт и выдано 290 предписаний на утилизацию 50 тонн химических веществ. Вместе с тем, поскольку в Природоохранном кодексе за подобные нарушения уголовного наказания не предусмотрено, многие дела длятся годами, а химические соединения между тем продолжают проникать в землю.
В сентябре прошлого года, например, отделом защиты растений и агрохимии Управления Россельхознадзора по Башкортостану в Туймазинском районе был обнаружен полуразрушенный склад минеральных удобрений. В нем находились 27 двухсотлитровых ржавых бочек с жидким веществом и более 100 полиэтиленовых мешков с белым порошком. Проведенные исследования показали, что эти реагенты представляют опасность для окружающей среды, а почва загрязнена химическими элементами, содержание которых превышает допустимые нормы в десятки раз. И только в мае этого года удобрения были вывезены для утилизации в Московскую область.
Подобная история произошла в Кармаскалинском районе, но реактивы здесь лежали под открытым небом. Результаты судебной химической экспертизы показали, что в одной тонне удобрений содержалось свыше 400 тысяч летальных для животных доз. Расследование продолжались два года, но учитывая, что управляющий вывез химикаты и раскаялся, дело было закрыто.
- Проблема, к сожалению, возникла далеко не вчера, - отмечает Александр Баев. - Раньше хозяйства получали десятки тонн удобрений, но на балансе они больше не числятся. Хотя, не исключено, что они продолжают лежать где-то на складах или просто под открытым небом. Многие из них сегодня запрещены к применению. Есть и такие, которые содержат тяжелые металлы, ртутные составы китайского производства и ДДТ, называемый в народе дустом. Определить химический состав некоторых смесей уже невозможно, как и спрогнозировать их воздействие на животный и растительный мир.
Есть примеры и иного рода. Так, избежать экологической катастрофы сумел Белокатайский район. Остатки всех просроченных и запрещенных удобрений были собраны в ангарах и надежно изолированы от попадания в землю. Вскоре они будут отправлены на одно из предприятий Московской области для уничтожения.
Другого способа избавиться от химических удобрений пока нет. Специалисты разъясняют, что неизвестен срок их распада на простые составляющие. Утилизовать тонны веществ на территории республики невозможно, ведь для каждого элемента есть своя специальная процедура дезактивации.
Живая земля
Вырастить цветок на подоконнике - дело нехитрое. Но что делать, когда под твоей ответственностью - сотни гектаров пшеницы или свеклы? Этому, казалось бы, и обучают агрономов в университете, но наука забывается быстро.
Как отмечают ученые, с помощью гербицидов нельзя искоренить сорняки полностью, можно лишь сдерживать их рост и численность. Соблюдение технологии позволяет распределить химикаты равномерно по всему полю и добиваться максимальной эффективности. Смешанные средства воздействуют на более широкий спектр растений. Правда, одним химикатам требуется артезианская вода, другим специальный раствор, третьим - соответствующая температура при внесении. Учитываются ли все эти нюансы на селе?
- Действительно, сложности с химизацией существуют. Но есть некоторые виды сорняков, способные в считаные месяцы превратить плодородную землю в поле колючек. Поэтому без химобработки земли не обойтись. Мы изыскиваем средства из бюджета и проводим соответствующие мероприятия, чтобы не потерять урожай. Заключить договора на поставку сельхозпродукции без проверки на наличие пестицидов невозможно, поэтому стараемся соблюдать условия и не превышать допустимый уровень внесения активных веществ,- заметил корреспонденту "РГ" Фидаил Хантимеров, главный агроном муниципального управления сельского хозяйства Аургазинского района.
По словам Александра Колбина, директора Научно-исследовательского технологического института гербицидов и регуляторов роста растений Академии наук РБ, в настоящее время республика в состоянии обеспечить гербицидами все свои пахотные земли. Сегодня идет работа по совершенствованию и регистрации новых препаратов, которые будут конкурентоспособны и экологически более безопасны.
Есть и другой подход к проблеме.
- Много вопросов можно решить с помощью биологических препаратов, - рассказала корреспонденту "РГ" Людмила Сизова, заведующая лабораторией Фонда защиты растений. - Их использование вместо химических увеличивает содержание клейковины в культурах. Многие болезни растений идут от качества посадочного материала, поэтому семена необходимо протравливать, что помогает избежать развития грибковых болезней злаковых культур.
P. S.
Пока же наши фермеры предпочитают покупать удобрения у зарубежных фирм, а те, в свою очередь, вывозят наши натуральные азотистые соединения. Забыт и традиционный перегной, который в избытке лежит на каждой животноводческой ферме.