В 21 веке саратовцы вынуждены мыться в корыте

В следующем году услуги саратовских бань станут дороже.  Депутаты городской думы решили увеличить тарифы на пользование общественными банями в пределах от 5 до 33 процентов.

Кухонная помывка

Однако предстоящее удорожание многих саратовцев никак не затронет. И не потому, что у них квартиры со всеми удобствами. Наоборот: в их микрорайонах (как правило, на окраинах) вообще нет никаких бань. В еще большей степени это касается райцентров.

"Дом, в котором я живу, за 50 лет не ремонтировался ни разу. У меня хрущевка - 19 квадратных метров жилой площади: 4 метра кухонька и 4 метра коридор, где маленький туалет. Ванной нет. Моюсь я на кухне в маленьком тазике… Баню закрыли. Такой большой поселок, и нет бани". Такое письмо пришло в приемную губернатора области от пенсионера из поселка Красный Текстильщик Саратовского района. И подобных обращений очень много.

Обеспокоены жители Лысых Гор, где уже девять месяцев не работает баня №3. Другая баня находится в центре поселка, добираться туда с окраины престарелым и больным людям трудно. "Автобус ходит только до обеда, а то и совсем не ходит", - пишут они.

Не меньше возмущаются и жители областного центра. Вот письмо от жителя Заводского района Станислава Попова. В районе подшипникового завода перестала работать баня №16, и ситуация, по словам жителей, стала очень сложной.

"Давно закрыта баня у завода Крекинг, сдана неизвестно кому баня по улице Васильковской, давно уже нет бани у авиазавода. Не работает баня у зуборезного завода. И вот пришла очередь бани №16. Вот у меня, к примеру, ни ванны, ни душа, ни умывальника нет в квартире. Как быть?"

На вопрос Попова ответил Сергей Тульский, бывший тогда заместителем главы администрации Саратова по индустриальному комплексу: "Баня №16 не работает по причине отключения подачи топливно-энергетических ресурсов, остановлена котельная. У предприятия МУП "Банно-прачечное хозяйство" сложилась задолженность прошлых лет перед поставщиком". Содержательный ответ, что ни говори. Особенно если учесть, что вопрос не решен до сих пор.

Надежда Наседкина, жительница села Казачка Калининского района,  возмущена тем, что она, как и две тысячи ее односельчан, осталась без единственной бани. "Живя в 21 веке, мы не можем нигде помыться.  Приходится носить воду из колодца и мыться в корыте", - пишет женщина.

Похожая ситуация и в поселке Сенная в Вольском районе, где уже целый год не работает баня. "В нашем поселке 10 тысяч жителей. Много домов не благоустроенных. Точно скоро вспыхнет какая-нибудь эпидемия от нечистоты", - пишут жители поселка.

Таких примеров можно привести еще много. В управление по работе с обращениями граждан правительства Саратовской области пришло почти 40 писем, так или иначе касающихся работы общественных бань. Пишут из Саратовского, Турковского, Перелюбского, Советского, Красноармейского, Аткарского, Лысогорского и других районов. Люди бьют тревогу.  "Вопрос стоит не один год, - возмущается Станислав Попов. - Ну как это можно? Не в Москву же писать? Или устраивать нудистские демонстрации с тазиками?"

Похоже, только это и остается делать.

Отклонение от нормы

В министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства признают, что в последние годы уровень обслуживания населения в банях в области значительно ухудшился. Каждая десятая баня (а по подсчетам специалистов министерства их в области порядка 90) закрыта из-за неудовлетворительного технического состояния. Большинство из оставшихся требуют реконструкции и срочного ремонта.

Существуют нормы, по которым на каждую тысячу жителей должно приходиться пять помывочных мест.  По городам же области в среднем приходится от 0,5 до 3 мест. Например, критическая ситуация сложилась в Калининске, где семь лет назад закрылась единственная в райцентре общественная баня. Деньги на строительство новой, к счастью, нашлись. В этом году из областного бюджета выделили 14,5 миллиона рублей, и скоро все работы должны закончиться.

Не так давно новая баня на 50 мест открылась в Красноармейске.  Строили ее с 1993 года. Отмечают "банное новоселье" и в Саратовском районе. Но вот, пожалуй, и все, что было сделано в последние несколько лет.

Жителям Перелюба повезло куда меньше. Общественная баня здесь закрылась, восстановлению уже не подлежит, а строительство новой - пока только в планах. В Воскресенске нет ни одной бани, в Шиханах - тоже, в Марксовском районе - аналогичная ситуация, единственная баня в Турках требует срочного ремонта.

Не лучше ситуация и в областном центре, где в банях ежегодно  моется порядка 350 тысяч человек. 20 процентов из них - пенсионеры, инвалиды, дети до семи лет.

Сегодня в городе - десять бань и одна механическая прачечная. (Последнюю, кстати, в следующем году собираются закрыть: для безубыточной работы в прачечной необходимо стирать не менее 150 тонн белья, а в этом году постирали всего 33,5 тонны). 16-я баня, о закрытии которой так печалятся жители Заводского района, не работает уже полтора года. А баня №5 в районе совхоза "Комбайн", построенная в начале 1990-х годов, работать и не начинала - на ее эксплуатацию не нашлось средств.

В министерстве отмечают, что к проблемам бань всегда относились как к чему-то второстепенному. Тарифы в них всегда росли медленнее, чем на воду, электричество и тепло. Но и это объяснимо, ведь услугами общественных бань в основном пользуются социально незащищенные граждане, не имеющие возможности должным образом помыться в домашних условиях. В результате бани были хронически убыточными и не могли заработать не то что на реконструкцию, а даже на простой ремонт. Итогом стало нынешнее плачевное положение, когда тысячи людей лишены одного из необходимых удобств.

Конечно, общественные бани сегодня не так актуальны, как десятки лет назад: в конце концов, почти всегда есть возможность напроситься к родственникам или соседям, имеющим душ. Но как справедливо отмечает в своем письме саратовец Попов, "пока хоть малое число людей придет помыться,  бани нужны как воздух, и с этим требуется считаться".

Областная власть гордится почти стопроцентной газификацией региона, высокими темпами роста, обещает решить проблему нехватки детских садов. Неужели "банная" проблема оказалась такой сложной и никак не поддается решению?

Комментарий

Дмитрий Кудинов, директор МУП "Банно-прачечное хозяйство Саратова":

- Ситуация действительно очень сложная. На сегодняшний день бани  убыточны. Это не удивительно: если стоимость энергоресурсов растет постоянно, то тарифы на банно-прачечные услуги мы имеем право пересматривать только раз в год.  На зарплату в 3,5-4 тысячи рублей найти работников почти невозможно. Сейчас на предприятии работает 200 человек, хотя должно быть 400.  Вот и получается, что слесарь у нас еще и электрик, чтобы хоть немного зарплата у сотрудников была побольше.

Банно-прачечное хозяйство города находится в плачевном состоянии. На его модернизацию нужно 200 миллионов рублей. В начале года вообще стоял вопрос о ликвидации нашего предприятия. Но, учитывая ту социальную нагрузку, которую несут общественные бани, в администрации города нам пошли навстречу и выделили 25 миллионов рублей, которые позволили  расплатиться с долгами и выйти из состояния банкротства. Очень важно, что предприятие удалось сохранить.

Справка "РГ"

Сегодня в Саратове можно помыться в бане, заплатив в среднем от 35 до 80 рублей. Для инвалидов действует 50-процентная скидка, для пенсионеров - 30-процентная. В следующем году помыться в бане можно будет в среднем от 40 до 95 рублей.