Новости

21.12.2007 00:00
Рубрика: Общество

Ворота для мигрантов

Астрахань стала домом для ста национальностей
Сегодня проблемы, связанные с миграцией населения из стран бывшего СССР, особенно актуальны для России. И подчас общественное мнение по поводу мигрантов прямо противоположно. "РГ" предлагает размышления на эту тему кандидата политических наук, мэра Астрахани Сергея Боженова, который занимался глубоким изучением проблемы на практике.

Сегодня демографический кризис является, пожалуй, главной угрозой существования России. Население страны быстро уменьшается за счет падения рождаемости и сокращения срока жизни.

По прогнозам ученых, если эта печальная тенденция сохранится, то через 40 лет численность жителей РФ снизится до 100 миллионов человек. Необходимость реализации демографической политики по увеличению рождаемости и снижению смертности осознают сегодня на разных уровнях. Введенные в последнее время дополнительные льготы и пособия для матерей, материнский капитал - лишь первые шаги на этом пути, но одних экономических мер уже недостаточно.

Истоки демографических проблем лежат гораздо глубже. Об этом свидетельствует, в частности, тяжелая ситуация с рождаемостью в Европе и Японии - странах, не испытывающих особых экономических проблем. Необходим системный подход, который на сегодняшний день пока не выработан. Разработка и внедрение в жизнь такого подхода представляет собой одну из самых актуальных задач власти.

Однако, независимо от того, насколько быстро она будет решена и получит практическое воплощение, реальная отдача возможна не ранее чем через 15-20 лет. Но проблему надо решать уже сейчас, иначе скоро мы ощутим громадный дефицит на рынке труда во всех отраслях.

На сегодняшний день реальный выход из этой ситуации - привлечение в нашу страну рабочих рук из-за рубежа - мигрантов. И нам нужно использовать этот ресурс, при этом четко понимая приоритетность реализации демографической программы по увеличению численности коренного населения. Миграцию как средство улучшения демографической ситуации - при всей его неоднозначности - нельзя отвергать, тем более что на 100 процентов остановить миграционные процессы практически невозможно. Миграция из бедных и перенаселенных южных и восточных территорий на относительно богатый и малонаселенный Север - глобальный процесс, затрагивающий весь мир. Остановить ее законодательными, карающими мерами вряд ли получится. Так не разумнее ли использовать ее во благо?

Эти процессы порождены массой проблем и противоречий. С одной стороны, при помощи мигрантов решается задача пополнения трудовых ресурсов и смягчается демографический кризис. С другой стороны, они отнимают рабочие места у местного населения, что нередко приводит к росту межнациональных и межконфессиональных напряженности, конфликтов, созданию криминогенной среды. В перспективе возникает угроза потери Россией национальной и культурной идентичности. Не важно, в какой степени она существует в действительности, принципиально то, что ее ощущает значительная часть коренного населения, а, по мнению социологов, событие, реальное в представлении окружающих, реально по своим последствиям.

Как же максимизировать положительную отдачу от миграционных процессов и одновременно с этим минимизировать приносимый ими ущерб? Абсолютных решений здесь нет и не может быть. Необходима долгосрочная и последовательно проводимая государственная миграционная политика с четко определенными целями, которая должна включать комплекс взаимосвязанных административных, экономических и информационных мер. Причем информационная составляющая в век PR-технологий, возможно, самая важная.

При разработке такой политики, несомненно, полезен опыт некоторых российских регионов, имеющих долгую историю совместного проживания людей разных национальностей и конфессий, приема и адаптации мигрантов в них в последние годы.

Астраханская область занимает положение своеобразного "перекрестка" воздушных, морских и речных путей, железных и автомобильных дорог, идущих в центральные регионы России из стран Средней Азии и Закавказья, ряда зарубежных стран, прилегающих к Южному Каспию. В ней проживают более 120 национальностей РФ и ближнего зарубежья, что, кстати, является предметом особой гордости астраханцев.

Область представляет собой уникальную не только в Южном федеральном округе, но и во всей России зону, где уровень межэтнических проблем проявляется менее остро, чем в других регионах. Но несмотря на то что Астраханская область длительное время представляет собой образец толерантных взаимоотношений для всего Юга нашей страны, есть угроза ухудшения существующей ситуации, в том числе поводом для этого может стать миграция.

Как пограничная Астраханская область является перевалочным пунктом для многих мигрантов. Основная их часть прибывает в регион с целью заработка. Так, в 2005 году на ее территорию из разных стран въехало более 427 тысяч иностранных граждан, в 2006 году - почти 453 тысячи, за 11 месяцев этого года - около 403 тысяч. За последнее время число иностранцев, вставших на миграционный учет, выросло вдвое и составляет 54 тысячи человек. В связи с этим меняется и этнический состав населения Астрахани. За последние четверть века доля этнических русских сократилась почти на 5 процентов, растет число представителей этносов среднеазиатских и южных стран СНГ.

Какова миграционная, социальная и экономическая политика администрации Астрахани в этих условиях? Начнем с экономики. Ее рост за последние два года очевиден, в связи с чем повысилась необходимость привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Мигранты занимают свободные ниши в строительстве, сельском хозяйстве. Тем более что нужда в трудовых ресурсах, особенно в строительной сфере, все время растет. Комплекс мероприятий, связанных с празднованием 450-летия Астрахани, привел просто к строительному буму в городе. Поэтому конкуренция в борьбе за рабочие места между мигрантами и местными жителями минимальна, но она есть. Следует отметить, что уровень зарегистрированной безработицы в Астрахани составляет 0,6 процента, в то время как в целом по округу - 5,5.

Отсюда вывод: экономический рост является необходимым инструментом адсорбции миграционных потоков и направления их в русло, при котором мигранты приносят максимум отдачи при минимуме конкуренции с коренным населением. Возможности России в этом плане колоссальны: требующиеся сегодня вложения в инфраструктуру страны - дороги, мосты, строительство жилья - могут обеспечить работой миллионы трудовых мигрантов.

Не менее важный аспект - информационная политика администрации Астрахани, направленная на смягчение межэтнических трений и ассимиляцию мигрантов.

Разъяснение необходимости терпимого отношения к мигрантам, той пользы, которую они приносят городу, в том числе борьба с заблуждениями, что они - рассадник преступности и наркомании. Но этого недостаточно. Позиция: мигранты - это в итоге не так уж плохо, в сущности, оборонительная. Главное - Астраханская область стала домом для 100 различных национальностей, и этим можно и нужно гордиться. При таком подходе, основанном на позитиве и генерации положительной самооценки астраханцев, отношение к мигрантам из стран ближайшего зарубежья намного более терпимое, чем в других областях, что подтверждается социологическими исследованиями. По данным последних экспресс-опросов, лишь чуть более трети астраханцев воспринимают мигрантов отрицательно, тогда как в целом по России картина обратная.

Конечно, в условиях свободы прессы не всегда удается предотвратить появление публикаций, способствующих росту напряженности между коренным населением и мигрантами, но мы ведем терпеливую разъяснительную работу. Термин "политкорректность" в России имеет, я бы сказал, негативное наполнение, поскольку связан с представлением о лицемерии и двойных стандартах общественного мнения. Однако, освещая межнациональные отношения и отношения между коренным населением и мигрантами, СМИ должны быть политкорректны.

Весьма важным каналом работы с мигрантами является взаимодействие администрации города с национальными землячествами и диаспорами. Ими инициируется создание общественных организаций, призванных способствовать адаптации и врастанию мигрантов в социально-экономическую и культурную жизнь региона. Всего в Астраханской области насчитывается 36 областных и 26 районных национально-культурных обществ и четыре фонда, представляющих разные национальности. Их помощь в налаживании взаимопонимания между этническими группами и коренным населением, смягчении межнациональных противоречий, предотвращении конфликтов неоценима.

Сказанное никоим образом не должно создавать впечатление, что все проблемы межнациональных отношений, включая адаптацию мигрантов, в Астраханской области уже решены. Два года назад в селе Яндыки произошло столкновение между двумя этническими группами мигрантов. Запалом послужил бытовой конфликт, в основе же лежала экономическая конкуренция между конфликтующими сторонами. Структура конфликта и ход событий напоминали Кондопогу (с поправкой на масштаб).

Примеры подобных конфликтов обычно приводят как аргумент в пользу жесткого ограничения или даже полного запрета трудовой миграции, но мы должны быть реалистами, понимать: никакие меры по смягчению и предотвращению подобных конфликтов не гарантируют, что их вообще не будет. Как никакие противопожарные меры не дают стопроцентной гарантии от пожара, всегда найдется глупец, безответственно играющий с огнем. Во всяком случае, угроза пожаров никак не может служить аргументом для полного отказа от использования огня и электричества.

Астраханской власти удалось оперативно более или менее урегулировать конфликт в Яндыках. Сегодняшняя ситуация позволяет надеяться, что долгоиграющих последствий не будет.

Какие выводы можно сделать из астраханского опыта? Миграционная политика - исключительно трудное и деликатное дело. Здесь нет универсальных и быстрых решений, недопустимы политические спекуляции и резкие шаги. Ключ к успеху - упорная повседневная системная работа, включающая комплекс экономических, административных и информационных мер. При этом миграционная политика может осмысленно проводиться только в контексте созидательной деятельности по развитию региона, направленной на обеспечение экономического роста, более полной занятости, достойного уровня личных доходов, широкого спектра социальных ролей и устойчивого роста благосостояния всего населения.

В России на ментальном уровне сложилось миролюбивое взаимодействие мировых религий, историческая толерантность множества этносов и наций. Поэтому потенциально мигранты могут ассимилироваться у нас гораздо эффективнее по сравнению с большинством других развитых стран. Это обстоятельство следует рассматривать как уникальное цивилизационное преимущество России, один из факторов обеспечения ее глобальной конкурентоспособности. Поэтому нам надо не бояться негативных последствий от притока мигрантов, а думать о том, как предотвратить и преодолеть эти последствия, работать над этим.

Общество Соцсфера Миграция Филиалы РГ Юг России ЮФО Астраханская область Астрахань
Добавьте RG.RU 
в избранные источники