Сегодня демографический кризис является, пожалуй, главной угрозой существования России. Население страны быстро уменьшается за счет падения рождаемости и сокращения срока жизни.
По прогнозам ученых, если эта печальная тенденция сохранится, то через 40 лет численность жителей РФ снизится до 100 миллионов человек. Необходимость реализации демографической политики по увеличению рождаемости и снижению смертности осознают сегодня на разных уровнях. Введенные в последнее время дополнительные льготы и пособия для матерей, материнский капитал - лишь первые шаги на этом пути, но одних экономических мер уже недостаточно.
Истоки демографических проблем лежат гораздо глубже. Об этом свидетельствует, в частности, тяжелая ситуация с рождаемостью в Европе и Японии - странах, не испытывающих особых экономических проблем. Необходим системный подход, который на сегодняшний день пока не выработан. Разработка и внедрение в жизнь такого подхода представляет собой одну из самых актуальных задач власти.
Однако, независимо от того, насколько быстро она будет решена и получит практическое воплощение, реальная отдача возможна не ранее чем через 15-20 лет. Но проблему надо решать уже сейчас, иначе скоро мы ощутим громадный дефицит на рынке труда во всех отраслях.
На сегодняшний день реальный выход из этой ситуации - привлечение в нашу страну рабочих рук из-за рубежа - мигрантов. И нам нужно использовать этот ресурс, при этом четко понимая приоритетность реализации демографической программы по увеличению численности коренного населения. Миграцию как средство улучшения демографической ситуации - при всей его неоднозначности - нельзя отвергать, тем более что на 100 процентов остановить миграционные процессы практически невозможно. Миграция из бедных и перенаселенных южных и восточных территорий на относительно богатый и малонаселенный Север - глобальный процесс, затрагивающий весь мир. Остановить ее законодательными, карающими мерами вряд ли получится. Так не разумнее ли использовать ее во благо?
Эти процессы порождены массой проблем и противоречий. С одной стороны, при помощи мигрантов решается задача пополнения трудовых ресурсов и смягчается демографический кризис. С другой стороны, они отнимают рабочие места у местного населения, что нередко приводит к росту межнациональных и межконфессиональных напряженности, конфликтов, созданию криминогенной среды. В перспективе возникает угроза потери Россией национальной и культурной идентичности. Не важно, в какой степени она существует в действительности, принципиально то, что ее ощущает значительная часть коренного населения, а, по мнению социологов, событие, реальное в представлении окружающих, реально по своим последствиям.
Как же максимизировать положительную отдачу от миграционных процессов и одновременно с этим минимизировать приносимый ими ущерб? Абсолютных решений здесь нет и не может быть. Необходима долгосрочная и последовательно проводимая государственная миграционная политика с четко определенными целями, которая должна включать комплекс взаимосвязанных административных, экономических и информационных мер. Причем информационная составляющая в век PR-технологий, возможно, самая важная.
При разработке такой политики, несомненно, полезен опыт некоторых российских регионов, имеющих долгую историю совместного проживания людей разных национальностей и конфессий, приема и адаптации мигрантов в них в последние годы.
Астраханская область занимает положение своеобразного "перекрестка" воздушных, морских и речных путей, железных и автомобильных дорог, идущих в центральные регионы России из стран Средней Азии и Закавказья, ряда зарубежных стран, прилегающих к Южному Каспию. В ней проживают более 120 национальностей РФ и ближнего зарубежья, что, кстати, является предметом особой гордости астраханцев.
Область представляет собой уникальную не только в Южном федеральном округе, но и во всей России зону, где уровень межэтнических проблем проявляется менее остро, чем в других регионах. Но несмотря на то что Астраханская область длительное время представляет собой образец толерантных взаимоотношений для всего Юга нашей страны, есть угроза ухудшения существующей ситуации, в том числе поводом для этого может стать миграция.
Как пограничная Астраханская область является перевалочным пунктом для многих мигрантов. Основная их часть прибывает в регион с целью заработка. Так, в 2005 году на ее территорию из разных стран въехало более 427 тысяч иностранных граждан, в 2006 году - почти 453 тысячи, за 11 месяцев этого года - около 403 тысяч. За последнее время число иностранцев, вставших на миграционный учет, выросло вдвое и составляет 54 тысячи человек. В связи с этим меняется и этнический состав населения Астрахани. За последние четверть века доля этнических русских сократилась почти на 5 процентов, растет число представителей этносов среднеазиатских и южных стран СНГ.
Какова миграционная, социальная и экономическая политика администрации Астрахани в этих условиях? Начнем с экономики. Ее рост за последние два года очевиден, в связи с чем повысилась необходимость привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Мигранты занимают свободные ниши в строительстве, сельском хозяйстве. Тем более что нужда в трудовых ресурсах, особенно в строительной сфере, все время растет. Комплекс мероприятий, связанных с празднованием 450-летия Астрахани, привел просто к строительному буму в городе. Поэтому конкуренция в борьбе за рабочие места между мигрантами и местными жителями минимальна, но она есть. Следует отметить, что уровень зарегистрированной безработицы в Астрахани составляет 0,6 процента, в то время как в целом по округу - 5,5.
Отсюда вывод: экономический рост является необходимым инструментом адсорбции миграционных потоков и направления их в русло, при котором мигранты приносят максимум отдачи при минимуме конкуренции с коренным населением. Возможности России в этом плане колоссальны: требующиеся сегодня вложения в инфраструктуру страны - дороги, мосты, строительство жилья - могут обеспечить работой миллионы трудовых мигрантов.
Не менее важный аспект - информационная политика администрации Астрахани, направленная на смягчение межэтнических трений и ассимиляцию мигрантов.
Разъяснение необходимости терпимого отношения к мигрантам, той пользы, которую они приносят городу, в том числе борьба с заблуждениями, что они - рассадник преступности и наркомании. Но этого недостаточно. Позиция: мигранты - это в итоге не так уж плохо, в сущности, оборонительная. Главное - Астраханская область стала домом для 100 различных национальностей, и этим можно и нужно гордиться. При таком подходе, основанном на позитиве и генерации положительной самооценки астраханцев, отношение к мигрантам из стран ближайшего зарубежья намного более терпимое, чем в других областях, что подтверждается социологическими исследованиями. По данным последних экспресс-опросов, лишь чуть более трети астраханцев воспринимают мигрантов отрицательно, тогда как в целом по России картина обратная.
Конечно, в условиях свободы прессы не всегда удается предотвратить появление публикаций, способствующих росту напряженности между коренным населением и мигрантами, но мы ведем терпеливую разъяснительную работу. Термин "политкорректность" в России имеет, я бы сказал, негативное наполнение, поскольку связан с представлением о лицемерии и двойных стандартах общественного мнения. Однако, освещая межнациональные отношения и отношения между коренным населением и мигрантами, СМИ должны быть политкорректны.
Весьма важным каналом работы с мигрантами является взаимодействие администрации города с национальными землячествами и диаспорами. Ими инициируется создание общественных организаций, призванных способствовать адаптации и врастанию мигрантов в социально-экономическую и культурную жизнь региона. Всего в Астраханской области насчитывается 36 областных и 26 районных национально-культурных обществ и четыре фонда, представляющих разные национальности. Их помощь в налаживании взаимопонимания между этническими группами и коренным населением, смягчении межнациональных противоречий, предотвращении конфликтов неоценима.
Сказанное никоим образом не должно создавать впечатление, что все проблемы межнациональных отношений, включая адаптацию мигрантов, в Астраханской области уже решены. Два года назад в селе Яндыки произошло столкновение между двумя этническими группами мигрантов. Запалом послужил бытовой конфликт, в основе же лежала экономическая конкуренция между конфликтующими сторонами. Структура конфликта и ход событий напоминали Кондопогу (с поправкой на масштаб).
Примеры подобных конфликтов обычно приводят как аргумент в пользу жесткого ограничения или даже полного запрета трудовой миграции, но мы должны быть реалистами, понимать: никакие меры по смягчению и предотвращению подобных конфликтов не гарантируют, что их вообще не будет. Как никакие противопожарные меры не дают стопроцентной гарантии от пожара, всегда найдется глупец, безответственно играющий с огнем. Во всяком случае, угроза пожаров никак не может служить аргументом для полного отказа от использования огня и электричества.
Астраханской власти удалось оперативно более или менее урегулировать конфликт в Яндыках. Сегодняшняя ситуация позволяет надеяться, что долгоиграющих последствий не будет.
Какие выводы можно сделать из астраханского опыта? Миграционная политика - исключительно трудное и деликатное дело. Здесь нет универсальных и быстрых решений, недопустимы политические спекуляции и резкие шаги. Ключ к успеху - упорная повседневная системная работа, включающая комплекс экономических, административных и информационных мер. При этом миграционная политика может осмысленно проводиться только в контексте созидательной деятельности по развитию региона, направленной на обеспечение экономического роста, более полной занятости, достойного уровня личных доходов, широкого спектра социальных ролей и устойчивого роста благосостояния всего населения.
В России на ментальном уровне сложилось миролюбивое взаимодействие мировых религий, историческая толерантность множества этносов и наций. Поэтому потенциально мигранты могут ассимилироваться у нас гораздо эффективнее по сравнению с большинством других развитых стран. Это обстоятельство следует рассматривать как уникальное цивилизационное преимущество России, один из факторов обеспечения ее глобальной конкурентоспособности. Поэтому нам надо не бояться негативных последствий от притока мигрантов, а думать о том, как предотвратить и преодолеть эти последствия, работать над этим.