Мэр Кишинева и президент Молдавии не поделили елку

Центральная и столичная власти Молдавии не поделили новогоднюю елку. Мэр Кишинева Дорин Киртоакэ распорядился поставить на центральной площади рождественское дерево, чтобы вместе с Европой, а главное с Румынией, гражданином которой он является, отметить Рождество 25 декабря.

Дальше началась почти детективная история. Молодой мэр, ему нет еще и тридцати, поручил караулить елку двум доверенным лицам. К ним подошли полицейские и уговорили их пересесть в свой служебный автомобиль. А затем два часа возили по городу. Когда же "мэрские" люди вернулись на площадь, то елки, претендующей на роль главной в республике, уже на месте не было. Кто-то за это время оттащил ее в сторону. Зато появилось ограждение, которое охраняет полиция. Ее представители сообщили, что на этом месте будет установлена другая елка - правительственная. Плясать вокруг нее будут в Новый год и на православное Рождество - 7 января.

Мэр, конечно, расстроился. Попробовал организовать акцию протеста - она не получилась. Тогда столичную елку поставили рядом с мэрией, закрыв проезд в центре Кишинева. Но это оказался не последний новогодний сюрприз, над которым смеются горожане. Над вторым впору плакать. В новый год Кишинев вступает без горячей воды. Ее отключил "Термоком" - главный поставщик тепла в молдавской столице, который угрожает отключить жителям Кишинева и тепло.

За всеми этими бытовыми, на первый взгляд, событиями - глубокие политические расхождения между центральными и столичными властями. Достаточно сказать, что мэр - большой поклонник Бухареста - первый свой визит после выборов совершил именно в столицу Румынии, где встретился с румынским президентом. А вот к своему - молдавскому - так и не пришел.

Те, кто себя считает румынами, а кишиневский мэр относится к их числу, напряженно следят за стремительным ухудшением отношений между Молдавией и Румынией. Правда, президент Молдавии Владимир Воронин на итоговой в конце года пресс-конференции заявил, что "молдавско-румынское досье сейчас рассматривает Европейский союз". Ранее Воронин не раз обвинял соседей, Бухарест, в грубом вмешательстве во внутренние дела Молдавии. Для их нормализации, по его словам, надо подписать базовый политический договор и договор о границе. Эти документы до сих пор не приняты.

Бухарест в долгу не остался. Президент Румынии Траян Бэсеску почти одновременно с Ворониным заявил в интервью о "море румын", живущих в Молдавии, прекрасно понимая, какую реакцию вызывают такие заявления у официального Кишинева. Бэсеску в очередной раз предложил упростить процедуру получения румынского гражданства для братьев и сестер из Молдавии, которые "не должны страдать из-за позиции" правящей в Молдавии коммунистической партии.

По инициативе Кишинева из страны были высланы два румынских дипломата, а румынский консул обвинен в коррупции. Но Бухарест сделал вид, что ничего особенного в отношениях между странами не происходит. А пока Румыния и Молдавия выясняют отношения, в Кишиневе появились сразу две главные елки. И люди имеют возможность на бытовом уровне выбрать, к кому они себя причисляют: румынам или молдаванам.