Примерное поведение заключенных смутило омских судей и исполнителей наказаний

Омские колонии переполнены. Между тем в регионе резко снизилось количество условно-досрочных освобождений. Эту проблему обсудили на "круглом столе" представители прокуратуры, судов и службы исполнения наказаний.

В этом году омские судьи рассмотрели 3080 ходатайств о так называемом  условно-досрочном освобождении. Однако стены колоний преждевременно покинули только 1667 человек.

- Это самая низкая цифра за последние десять лет, - констатирует помощник начальника управления по соблюдению прав человека в УИС Александр Иванов. -  Численность спецконтингента в тюрьмах уже приближается к установленному лимиту. Особенно обидно, что меньше всего людей освобождается  из колоний-поселений. А ведь там, как правило, отбывают срок люди, совершившие преступления по неосторожности.

Сотрудники пенитенциарной системы считают, что подобная тенденция уже начинает негативно влиять на оперативную обстановку в исправительных учреждениях.
 
- После категорического отказа суда  в праве на освобождение, заключенные теряют надежду, - говорит заместитель начальника УФСИН России по Омской области Владимир Турбанов. - Получается, что люди, вставшие на путь исправления, вынуждены ждать окончания срока наравне с теми, кто придерживается преступных традиций и не собирается перевоспитываться.

Представители прокуратуры смотрят на ситуацию с другой стороны.

- Осужденный должен доказывать свое исправление на протяжении всего периода заключения, - уверен заместитель прокурора Омской области Иван Чернышев. -  То, что в колонии человек не имеет взысканий, еще не показатель того, что он встал на путь истинный.  В первую очередь нужно учитывать не его достижения за колючей проволокой, а то, в какую среду он возвращается: есть ли у человека семья, найдет ли он себе работу.

Проблема в том, что сегодня дальнейшую судьбу колонистов, освободившихся досрочно, никто не отслеживает. Они не обязаны отмечаться у участкового и немедленно трудоустраиваться. Поэтому, оказавшись на воле раньше времени, такие люди нередко вновь совершают преступление.

- Я лично рассматривал дело омича, который пять раз выходил на волю за примерное поведение и пять раз возвращался в тюрьму, - говорит председатель областного суда Владимир Ярковой. - Сегодня мы пришли к осознанию того, что перегнули палку, освобождая большое число людей раньше срока. Количество рецидивов растет. Поэтому я рекомендовал коллегам ужесточить позиции. Общественное мнение тоже нельзя игнорировать. Если водитель, сбивший прохожих и виновный в их гибели, выйдет на свободу спустя треть срока, что подумают о правосудии родные погибших?

По мнению юриста, возможность условно-досрочного освобождения действительно стимулирует спецконтингент на хорошее поведение. Тем не менее не следует внушать осужденным мысль о возможности близкой свободы. Предоставлять ее - право, но не обязанность суда.

Так или иначе, но собравшимся за "круглым столом" так и не удалось прийти к общему знаменателю.