В Новосибирске судят Октябрьский угрозыск

Новосибирские следователи распутывают клубок преступлений, совершенных сотрудниками уголовного розыска Октябрьского РУВД Новосибирска.

После массовых арестов и обысков, проходивших в квартирах и кабинетах милиционеров в апреле нынешнего года, завершено расследование уже третьего уголовного дела - в отношении сразу девяти офицеров милиции. В ближайшее время оно поступит на рассмотрение суда.

О двух первых уголовных делах "РГ" уже писала. Самым скромным и непритязательным по сравнению с коллегами оказался заместитель начальника уголовного розыска Октябрьского РУВД майор Виктор Титов. Его поймали на сбыте наркотика и уже успели осудить на два года колонии. Этот доблестный офицер отобрал 0,16 грамма героина у сбытчика на рынке, а затем лично же обменял эту дозу на сотовый телефон у какого-то наркомана. Как говорится, без изысков. Куда масштабнее действовал непосредственный начальник Виктора Титова, подполковник Геннадий Дергалев - он, по данным обвинения, организовал подконтрольную ему группу малолетних преступников, которые совершали кражи, разбои и угоны автомобилей. Сбыт краденого осуществлялся через скупщика, которого нашли милиционеры, причем львиную долю денег забирали себе стражи правопорядка - кроме Геннадия Дергалева, в этом деле еще двое подсудимых из угрозыска. Жертв, кстати, тоже подбирала милиция. Кроме того, покровитель "Гена", о котором знали все юные члены группировки, защищал их от проблем с законом. Например, как-то раз одним звонком вызволил из РУВД другого района Новосибирска.

Сейчас дело Геннадия Дергалева и "карманной" группировки рассматривает Октябрьский суд Новосибирска. В этот же суд в ближайшее время поступит и "третья серия" увлекательных милицейских приключений. На этот раз на скамью подсудимых сядут сразу девять оперуполномоченных угрозыска. Они обвиняются в злоупотреблении должностными полномочиями, вымогательствах, служебном подлоге и незаконном хранении боеприпасов - при обысках было обнаружено 70 патронов к пистолету ТТ, происхождение которого так и не удалось установить.

Очевидно, что эти офицеры специализировались на вымогательствах. Во всяком случае, два эпизода их "работы" очень похожи друг на друга. Например, еще в 2006 году в РУВД был доставлен человек, с которым оперативники желали иметь беседу. Его завели в кабинет, где он оставил борсетку, а потом быстренько вывели. Чуть позже из борсетки совершенно официально, в присутствии двух понятых, изъяли героин. Целых 50 граммов, которые "тянули" на внушительный срок лишения свободы. Был составлен протокол, а потом человеку предложили сделку: 300 тысяч рублей - и протокол "исчезает". Сторговались на 220 тысячах, которые товарищ отдал в тот же день: за деньгами домой он ездил в сопровождении милиции. После получения денег протокол порвали у него на глазах.

Вторую жертву, уже в 2007-м, пятеро милиционеров ловили весело. Парень ехал за рулем, не остановился по их требованию, и его зажали на дороге на трех машинах. Объяснили интеллигентно: мол, мы знаем, что ты связан с наркотиками (пострадавший действительно наркоман), поэтому заплати-ка нам 200 тысяч рублей. Иначе в твоей машине мы найдем кое-что очень нехорошее. На этот раз милиционерам удалось получить половину требуемой суммы - 100 тысяч рублей.

- Ни тот, ни другой не пытались обращаться в правоохранительные органы, - подчеркнул старший следователь по особо важным делам СУ СК при прокуратуре РФ по Новосибирской области Александр Феофанов. - Во-первых, им доходчиво объясняли - не вздумайте жаловаться, хуже будет. А во-вторых, оба не верили в возможность наказания вымогателей. Где искать управу на милицию? Неужели в той же милиции?..

…Еще один из обвиняемых по этому делу деньги у людей не отбирал. Зато "защитил" от уголовной ответственности собственного отца, который был пойман с героином на территории колонии № 18. Тот пытался передать наркотик, "упакованный" в сигареты, кому-то из заключенных. И неудачно. После звонка сыну за папой в колонию приехали оперативники Октябрьского РУВД. Забрали и папу, и героин, и составленный материал. После этого отец милиционера пошел домой отдыхать, сын же подделал личные данные в материале (изменил фамилию, год рождения, адрес), зарегистрировал его (иначе было нельзя), а затем поручил одному из подчиненных этот материал уничтожить. Тот, в свою очередь, передал бумаги кому-то из своих знакомых, живущих в частном доме, - мол, сунешь в печку, и дело с концом. Правда, "печник" решил материальчик не сжигать до лучших времен - авось пригодится. И действительно, пригодился, - следователям.
Но и это еще не все из того, что мы теперь знаем о милицейских методах. В отдельное производство выделено уже четвертое из "октябрьских" уголовных дел - его расследование будет закончено чуть позже. Там фигурирует всего один сотрудник угрозыска, зато с собственным ноу-хау. Ему, видимо, не удалось сколотить банду, и грамотно организовать вымогательства он не сумел. Зато придумал, как получать денежки без лишних хлопот. Например, однажды обратился к нему обворованный житель района - из квартиры исчезли 170 тысяч рублей. А так как взлома квартиры не было, "обокраденный" подозревал собственную племянницу. Подозрениями поделился с оперативником, который пообещал "разобраться". Ты, мол, заявление не пиши - зачем тебе лишняя волокита? А насчет племянницы я все выясню.

Вызвав племянницу в РУВД, опер на нее умело "нажал" - мол, я все знаю, ты украла деньги, все доказательства на руках!.. Девушка призналась и деньги "гражданину начальнику" отдала по первому требованию. После чего милиционер посоветовал ей молчать ("а то под суд пойдешь") и даже выделил воровке немножко денег - целых 30 тысяч из 170, - которые положил на карточный счет.

Любопытно, что когда все это вскрылось, девушку приговорили к условному сроку за кражу, и сейчас она выплачивает дяде все 170 тысяч. Как они будут теперь делить ответственность с жуликоватым офицером, неизвестно. Вполне возможно, что племянница тоже обратится в суд с гражданским иском, и потребует взыскать 140 тысяч с милиционера.

P.S.
Вот такая "эра милосердия" существовала в Октябрьском районе Новосибирска в течение многих месяцев. Последнее - пятое по счету - уголовное дело, связанное с проделками милиции, пока расследуется, - там идет речь о сбыте наркотиков.