"Иронию судьбы" упаковали в доспехи блокбастера

Продолжение "Иронии судьбы" стоило снять хотя бы для того, чтобы еще раз, по контрастам, оценить совершенство конструкции - драматургической, психологической, эмоциональной, - которую в свое время создали Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский.

Фильм вышел на экраны с невиданным рекламным напором и в невообразимых в постсоветской России объемах: только в Москве его показывают 75 кинотеатров. Его позиционируют как проект года, установлено двухлетнее эмбарго на показ по телевидению. Вопреки обыкновению, прессе картину не показали - что, как я позже понял, весьма мудро. Из-за выдающихся московских пробок я не добрался и до киноклуба "Эльдар", где прошел первый сеанс, и решил пробиться в обычный кинотеатр. Так как из прессы я знал, что возбужденные зрители еще до начала проката раскупили билеты на ближайшие дни, пополнив бюджет Первого канала на миллион долларов, то к кинотеатру приехал за час в надежде стрельнуть лишний. Спешил зря: в зале на полторы тысячи мест проект года смотрели восемь человек, включая билетершу, уборщицу и меня.

Так фильм в первый же день подтвердил важную истину: реклама - двигатель торговли, если она не врет. И это вторая веская причина, оправдывающая его появление.

А сенсацией оказалось другое. Любимейший, даже культовый русский сюжет второй половины ХХ века стал непревзойденно скучным зрелищем. Почему?

Это миф, будто зрительский интерес определяется сюжетом. Он определяется личностью автора. В "Иронии судьбы" было как минимум три автора, как мы теперь видим, гениальных: Рязанов, Брагинский и Таривердиев, написавший музыку той степени индивидуальности, когда она не только характеризует состояние персонажей, но и сама становится отдельным человеческим сюжетом. "Продолжение" - фильм программно внеличностный. За ним не чувствуешь сценариста - есть сборник хрестоматийных цитат из старой ленты и несколько новых сюжетных извивов, никакими психологическими обстоятельствами не оправданных, предсказуемых с самого первого писка и явно играющих роль "сбоку бантика". Не чувствуешь и режиссера - есть человек, умеющий снимать автомобильные ралли в стиле клипа, но не умеющий соединить все происходящее хоть какой-нибудь человеческой логикой. В результате лирический сюжет лишился лирики.

Эти новые авторы начинают со смелого предположения, что Лукашин с Надей, в финале знакомой нам ленты нашедшие друг друга, все-таки по неведомым причинам расстанутся. Поэтому дочка Нади, тоже Надя (Елизавета Боярская), будет от Ипполита, а Надя Первая даже вспоминать о Лукашине не захочет. Хотя в финале все равно почему-то бросится ему в объятья.

Новый пьяненький Лукашин скоропостижно оказывается в петербургской квартире Нади и дословно повторяет знакомый по фильму Рязанова сюжет с лепетанием типа: "Вы что по моим карманам лазаете?" Причем Константин Хабенский в этой роли не столько играет нового Лукашина, сколько имитирует Мягкова, воспроизводя его интонации и даже его песенку "Если у вас нету тети...". Старый Лукашин, почему-то в пальто, парится в пресловутой бане в компании с обнаженными торсами Ширвиндта и Белявского. Насквозь знакомые коллизии разыгрываются с такой девственной наивностью, что хочется спросить героев: "Вы что, "Иронию судьбы" не видели?!". Потому что они - единственные в зале, кто не знает, что с ними будет дальше.

Затем пойдут перелеты из Москвы в Питер и обратно, водевильные путаницы, герои будут наряжаться Дедами Морозами и Снегурочками, кочевать из похорошевшей Надиной квартиры в милицейский "обезьянник", на вокзалы и в аэропорты. Причем новый Ипполит, которого теперь зовут Ираклием, за полчаса до разрыва с невестой почему-то озабочен состоянием телеантенн на вверенном ему участке сотовой связи. Для Сергея Безрукова, играющего эту роль, сценарист придумал единственный плодотворный прикол, характеризующий и героя, и его время: Ираклий постоянно общается по мобильнику через затычку типа hands free, отчего возникает интонация актуального абсурда.

Режиссер Тимур Бекмамбетов известен двумя "Дозорами" и охотно напоминает об этом своем завоевании, со значением цитируя: "Мороз-воевода ДОЗОРОМ...", а также собственные кадры с леденящими кровь подворотнями и зловещим снегопадом. Он подтверждает свое умение снимать спецэффекты, и, думаю, специально для этого в сюжет введены ненужные эпизоды на питерских крышах: можно полетать над Петербургом на манер того, как Бэз Лурмен летал над Парижем в фильме "Мулен Руж", но в финале уткнуться не в Эйфелеву башню, а в крейсер "Аврора". Зато работать с актерами не умеет категорически. И та самая восхитительная Барбара Брыльска, которая у Рязанова была совершенно русской, причем именно петербурженкой, у Бекмамбетова - сугубо иностранка с утонченно варшавскими манерами. Актеры рязановского фильма вообще попали в "продолжение" как кур в ощип - во всяком случае, у них именно такой озадаченный вид мастеров, не знающих, что и зачем им нужно играть. И фильм в целом производит впечатление бурной суеты, но без движения.

Разумеется, это "Ирония судьбы" нового времени. Лукашин стал хитрованом, который прикидывается дурачком. Романтичная Надя теперь расчетлива и себе на уме. Лукашин-старший так посуровел, что даже удивительно, когда он не отшивает липнущую к нему Надю в финале. Старый фильм летел, словно на крыльях любви, к людям (этим и подкупил массы), новый сочится недоверием к тому, что добрые порывы в принципе возможны.

Рязанов и Брагинский не случайно снимали картину для ТВ. Прекрасно понимая законы и преимущества домашнего просмотра, они придумали историю камерную, негромкую, сотканную из нюансов. Этого не понимают новые авторы: камерную историю упаковали в доспехи блокбастера, неловко плюхнувшись между двух стульев и создав нечто, по определению не имеющее своей аудитории. И чудо бесследно испарилось. Так что двухлетнее эмбарго этой картине скорее всего не понадобится.

Надо отдать должное: создатели "продолжения" выказали все признаки почтения к любимой картине миллионов и ее автору. Даже пригласили мэтра освятить проект своим присутствием в короткой роли, состоящей из одного слова: "Прилетели!" В этой завершающей фильм убийственной реплике Рязанов и дал ему, на мой взгляд, вполне исчерпывающую оценку.

комментарий

По словам гендиректора кинодистрибьютора фильма "ХХ век Фокс СНГ/ Гемини" Михаэля Шлихта, картина "Ирония судьбы. Продолжение" выходит в прокат рекордно большим числом копий - 1050. 830 из них расписаны по российским кинотеатрам, 118 по украинским, 10 предназначены для Белоруссии, 35 для Казахстана. Также прокат картины пройдет в Грузии, Киргизии и Узбекистане.

Генеральный директор Первого канала Константин Эрнст отметил, что бюджет картины составил 5 млн долларов - меньше, чем они тратили на предыдущие проекты, выходившие при участии Первого канала. При этом создатели картины ожидают, что она принесет доход на порядок выше.

Кроме того, лицензионные DVD с фильмом выпускать не планируется до тех пор, пока "Ирония судьбы. Продолжение" будет собирать кассу в кинотеатрах. На случаи форс-мажора заготовлено 10 дополнительных копий картины, которые могут предоставляться, если вдруг одна из копий при показе фильма повредится. Эти резервные копии могут быть вброшены и при условии, что прокатчики, посмотрев на повышенное внимание зрителей к картине, решат запустить показ в дополнительных залах.

Что касается рекордного тиража "Иронии судьбы. Продолжения", то с такими цифрами не выходили даже "Пираты Карибского моря". Озвучиваются и фантастические ожидания от продажи билетов - порядка 50 млн долларов. Специально для этого дата релиза была перенесена с января 2008 года на 21 декабря 2007-го. Для сравнения: по данным РБК Daily, третья часть "Пиратов" заработала чуть более 30 млн, а самый кассовый отечественный фильм - "Дневной дозор" - около 32 млн.

Продюсеры организовали вокруг ленты беспрецедентный уровень секретности. Было снято целых три варианта концовки, а автор сценария "Иронии судьбы. Продолжения" писатель Алексей Слаповский на все вопросы по поводу сюжета в блоге написал: "Вся информация в сети и в СМИ построена на ложных вбросах и выдумках. Если кто-то напишет, будто я что-то по этому поводу сказал, знайте - неправда, я молчу".

Основные съемки картины проходили в Праге, по одной из версий именно из-за того, что нужно было соблюсти секретность. Что касается проката, говорилось, что к каждой копии фильма будут приставлены по два охранника, которые доставят "Иронию судьбы. Продолжение" в кинотеатры, а после показа увезут в спецхранилище. По телевизору ленту покажут не раньше 2009 года.

По поводу возможных пиратских копий Константин Эрнст сказал так:

- У нас мощная антипиратская программа. Если я расскажу суть этой программы, то я, к сожалению, окажу помощь пиратам. Могу сказать, что эту программу мы готовили несколько месяцев, работали вместе с МВД. Это неординарная программа, детали мы ее раскрывать не хотим - зачем же рассказывать план защиты для нападающих?

испытано на себе

Корреспондент "РГ" попыталась приобрести пиратскую копию "Иронии" на самом популярном в Москве радиорынке, или попросту на Горбушке.

В первом киоске желаемого не оказалось. "Пиратской копии нет и не будет до конца января. Можете даже не искать", - категорично заявил продавец. Дело сдвинулось с мертвой точки за следующим прилавком. "Мы - лучшие специалисты по "пираткам" и сумеем достать нелицензионный диск", - похвастался молодой человек, однако порекомендовал приходить за товаром не раньше пятого января. А еще лучше, по его словам, не гнать лошадей и через полтора-два месяца приобрести лицензионную копию с хорошим качеством изображения и звука.

Самой результативной стала третья попытка. Юноша по имени Максим слегка помялся, но сообщил, что специально для таких вот нетерпеливых покупателей постарается достать пиратскую "Иронию" уже в понедельник, и предложил позвонить ему днем раньше, чтобы уточнить наличие товара. "Этот диск обойдется вам в 150-200 рублей, а если захотите лицензию - тогда 350 рублей", - предупредил он о расценках.

В других палатках тоже раньше января приходить не советовали, но цену, озвученную предыдущим собеседником, подтвердили все. Правда, при этом тоже не советовали беспокоить их раньше января. Мол, ТАКИЕ фильмы до премьерного показа даже в самом отвратительном качестве не сыщешь.