Россия и США подводят итоги особого юбилея. В 2007 году наши страны отмечали 200-летие установления двусторонних отношений. О том, как сегодня складывается диалог между двумя державами, в эксклюзивном интервью "Российской газете" рассказал посол России в США Юрий Ушаков.
Российская газета: Чем, помимо круглой даты, вам запомнился нынешний год?
Юрий Ушаков: Скажу сразу, что имелось в виду не просто отметить юбилей, а сделать так, чтобы проводимые в его рамках мероприятия стимулировали развитие двусторонних отношений, сближение народов наших стран. Удалось ли это в полной мере - вопрос. Но, во всяком случае, эта круглая дата привлекла дополнительное внимание к диалогу Россия-США.
Как пошутил один из моих американских коллег - первые 200 лет всегда самые трудные. Действительно, за два столетия отношения наших государств пережили многое: подъемы и спады, триумфы и кризисы, братство по оружию, конфронтацию, разрядку, гонку вооружений и "холодную войну".
К счастью, обошлось без войны "горячей". Даже в самые тяжелые времена России и США удавалось находить прагматичные решения, позволившие уберечь от катастрофы все человечество. Конечно, сыграло роль и то, что дипломатией с обеих сторон занимались профессионалы высочайшей пробы.
Сейчас отношения качественно отличаются от периода противостояния. Их символом стал телефонный звонок президента России в Белый дом сразу же после трагедии 11 сентября 2001 года, когда он протянул руку помощи и поддержки американцам. Казалось бы, открылись самые широкие возможности для переналадки всего механизма двустороннего сотрудничества, и кое-что на самом деле закрутилось.
Тем не менее полного удовлетворения текущим взаимодействием не испытываешь. Потенциал партнерства все-таки не реализован на сто процентов. Более того, обозначилась тенденция к некоторому охлаждению отношений. Напрашивается вывод, что хотя объективные основания для идеологической несовместимости двух стран устранены, стереотипы прошлого так до конца и не изжиты. Они вольно или невольно поддавливают, например, на восприятие американцами новой России. Причем на замшелые стереотипы наложились "свежие" привычки 90-х годов, когда роли распределялись как "ведущий и ведомый". К нынешним же реалиям, к вставшей на ноги России кое-кому привыкнуть трудно, поэтому и современная модель равноправного сотрудничества никак не сформируется.
С учетом этого юбилей наводит на мысль, что иметь Америку в качестве главного противника плохо во всех смыслах, но, оказывается, что и дружить с нею - не так просто.
РГ: Могли бы вы поподробнее охарактеризовать сегодняшние российско-американские отношения?
Ушаков:
Пытаться дать полную картину отношений между Москвой и Вашингтоном занятие неблагодарное - обязательно что-нибудь упустишь или, наоборот, переборщишь с нюансами.
Повторю, не все складывается гладко, как хотелось бы. Но это не означает, что речь идет о каких-то системных сбоях. По целому ряду направлений сотрудничество развивается успешно. Упомяну лишь совместную борьбу с международным терроризмом, другими новыми вызовами и угрозами, взаимодействие в сфере ядерной энергетики, космоса, образования и научно-технических связей, по многим актуальным международным проблемам, включая, например, Ближний Восток.
Поддерживаются тесные и доверительные контакты между Владимиром Путиным и Джорджем Бушем, постоянный диалог между руководством внешнеполитических и других ведомств. Прогрессирует, как я ее называю, "русская болезнь" - интерес многих американцев к нашей богатейшей истории, литературе, музыке. И так далее.
Вместе с тем всем известны вопросы, по которым две страны расходятся. Назову - опять выборочно - ту же идею создания европейской площадки под глобальную ПРО США, дальнейшее натовское расширение, ситуацию вокруг Косово. Перечень можно было бы продолжить.
Подчеркну, что суть происходящего отнюдь не в том, что между нами существуют разногласия. В принципе это нормально. Более того, без них было бы, попросту говоря, скучновато. Дело в другом - в последнее время портится сам климат двусторонних отношений. Если спросить любого политика или эксперта в Вашингтоне и в Москве, доволен ли он ходом российско-американского взаимодействия, то ответ будет отнюдь не позитивным. То есть неудовлетворенность проявляется с обеих сторон. Ожидания были другими.
Реальность такова, что градус публичной риторики через Атлантику существенно возрос, в частности, в американских политических кругах выражают недовольство внутриполитическим развитием нашей страны, тиражируются обвинения, что Россия сворачивает с демократического пути, что многое у нас не так, как хотели бы видеть в Вашингтоне. Это касается и восприятия самостоятельных шагов российской дипломатии, диктуемых не чьими-то, а нашими национальными интересами. Такого рода нагнетание в двустороннем контексте происходит у всех на глазах.
Самое неприятное и опасное заключается в том, что риторика, воссоздающая нелицеприятный образ России, проникает в поры двусторонних отношений и уже начинает мешать нормальному и прагматичному ведению дел друг с другом. Я бы сказал, что ссориться, громко пикироваться сегодня гораздо легче, сподручнее, чем заниматься реальной, конструктивной работой.
К сожалению, у этих пикировок нет мощного сдерживающего фактора. Я имею в виду то, что экономическая составляющая двусторонних отношений не достигла такого уровня, как, например, в американо-китайских связях. То есть Россия и США далеки еще от положения, когда глубокая взаимная заинтересованность бизнес-сообществ не давала бы "распоясываться" негативным проявлениям политической конъюнктуры. Нет у нас такой страховочной сетки.
В общем, надо делать все, чтобы неконструктивные наслоения последних лет не привели к новому изданию политики сдерживания России. Нельзя также допустить, чтобы Россию в очередной раз "теряли", а потом снова находили. Лучше настроиться на поступательное сотрудничество с такой Россией, какой она сама себя хочет видеть.
Ведь речь идет о совместном решении поистине ключевых вопросов международной повестки, где без эффективно работающей связки Россия - США просто не обойтись. Опять-таки не буду перечислять эти стратегические и региональные темы - они общеизвестны. Пора с учетом накопленного опыта, в том числе и разочаровывающего, наладить полноценное партнерство, именно партнерство, предполагающее, что ни одна из сторон не будет в автоматическом режиме одобрять то, что не в ее интересах. И не нужно откладывать такой переход к "реалполитик" в долгий ящик.
РГ: На ваш взгляд, насколько объективно американская пресса освещает двусторонние связи и особенно контакты на высшем уровне?
Ушаков: В вашем вопросе уже заложена ожидаемая тональность моей реакции. Но скажу дипломатично - всякое бывает: встречаются и объективные материалы. Правда, что касается непосредственно президентских контактов, то они комментируются, как правило, полно и сбалансированно.
На проблему с освещением в американских СМИ российской действительности можно посмотреть и с другого угла.
Пожалуй, ни об одной стране в Америке не публикуют столько статей, как о России. Критика и все, что нам не нравится, конечно, доминирует. Многое игнорируемое в отношении большинства государств в российском контексте отслеживается буквально через лупу. Однако в этом ощущается и небезразличие, и колоссальный интерес к России, к ее сегодняшнему дню. Этот момент также оттеняет значимость нашей страны, ее роль и влияние.
РГ: Заметили ли американцы и местные СМИ вкладку "Российской газеты", выходящую в виде приложения к "Вашингтон пост"? Нам рассказали, что американские журналисты однажды сфотографировали дочку Джорджа Буша, которая читала эту вкладку. Правда ли это?
Ушаков: Знаю, что приложение по России не только заметили, но и читают с большим интересом.
Что касается фотосюжета с дочерью президента США, то не мне опровергать сказанное вами. Давайте считать, что так оно на самом деле и было.
Проект "Российской газеты" претерпел существенную эволюцию. Прямо скажу, первые номера были неудачными, выглядели тяжеловесно, в духе, если хотите, советской пропаганды. По крайней мере, живые, способные вызвать дискуссию материалы попадались редко. Хромал и перевод на английский язык.
Но работа над ошибками оказалась плодотворной, дала нужный результат. Нынешний вариант - Russia Beyond the Headlines - отвечает самым взыскательным требованиям. Теперь американский читатель имеет отличный путеводитель по современной России. Причем освещаются действительно самые разные стороны нашей жизни, а уровень журналистики очень высок.
Не боюсь перехвалить этот медиапроект, потому что "Российская газета" занимается им всерьез и профессионально. К сожалению, не могу предоставить вам фотоснимки Джорджа Буша и Ричарда Чейни, с упоением читающих вкладку, но с полной ответственностью скажу, что в американских политических и деловых кругах ее по достоинству оценили, она попадает и в самые высокие кабинеты.