Ажиотажный спрос на бензин на Камчатке создан искусственно

Ажиотажный спрос на автотопливо и взлет цен на бензин АИ-92 до 35 рублей за литр возник в Петропавловске еще в субботу, 22 декабря. На автозаправках выстраиваются целые очереди из автомашин, владельцы которых пытаются запастись бензином на ближайшие дни.

По словам президента Ассоциации владельцев автозаправочных станций Камчатки Бориса Добженецкого, ажиотажный спрос на АИ-92 вызван перебоями в снабжении частных АЗС. С пятницы на заправки завозится двойная норма нефтепродуктов. И все равно запасы бензина, которых хватило бы на долгое время при обычном потреблении, быстро исчезают. Его продавцы призвали автомобилистов не создавать очереди, не срывать "пистолеты" на заправках.

Представители ОАО "Камчатнефтепродукт" обещают, что в компании будет проведена служебная проверка. Ее цель - выявить тех работников, которые распространяют недостоверную информацию о прекратившихся поставках топлива.

В воскресенье в краевой администрации состоялось экстренное совещание губернатора Алексея Кузьмицкого с хозяевами компаний, продающих бензин. Губернатор потребовал от них снизить цену на бензин марки АИ-92 до 27 рублей за литр. По его распоряжению на автозаправках с понедельника бензин отпускается в количестве не большем, чем вмещается в бак автомобиля.

Заместитель губернатора Сергей Пахомов объясняет проблемы с автотопливом на Дальнем Востоке тем, что крупные нефтяные компании увеличили долю экспорта.

Впрочем, на складах камчатских компаний имеется достаточный запас топлива. Ажиотажный спрос создан искусственно, уверены в администрации. Пахомов заверил владельцев автотранспорта в том, что роста стоимости бензина с нового года не ожидается. Поэтому нет необходимости запасаться им впрок.

В ближайшее время по договоренности с компанией "Роснефть" в порту Находка станет под загрузку танкер для доставки бензина на полуостров. Крайний срок его прибытия на Камчатку - 29 декабря.

Как сообщила старший помощник прокурора края Анастасия Саченко, прокуратура начала проверку обстоятельств возникновения дефицита автомобильного топлива и резкого повышения цен на бензин. Прокурор края Анатолий Князев дал указание разобраться в сложившейся ситуации и совместно с управлением ФАС по Камчатскому краю проверить обстоятельства, вызвавшие подорожание топлива, обоснованность текущих цен.

По словам руководителя управления ФАС Андрея Петрова, он также намерен обратиться к руководству антимонопольной службы с просьбой организовать проверки на НПЗ, которые отпускают топливо для камчатских поставщиков. Кстати, антимонопольная служба начала проверку обоснованности повышения цен на бензин на автозаправочных станциях и в Хабаровском крае. За последние десять дней горючее там подорожало на один рубль.

компетентно

Александр Пироженко,

управление по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе Федеральной антимонопольной службы России:

- Столь резкий рост цен на бензин - локальная ситуация, которая продиктована особенностями ввоза нефтепродуктов на удаленную территорию. Дефицит и, соответственно, рост цены, спровоцирован ожиданием задержки прихода танкера.

По нашим данным, резкого роста цен в большинстве регионов не происходит, однако наблюдается небольшой, но уверенный рост цен на основные нефтепродукты. При этом на предпоследней неделе декабря появилась новая тенденция: началось снижение оптовых цен на автомобильные бензины. Это происходит из-за насыщения спроса и повышения с начала декабря вывозных таможенных пошлин. К сожалению, рост цены дизельного топлива продолжается, что вызвано возрастающим спросом на него на внутреннем и внешнем рынках. Что касается розничных цен, которые непосредственно касаются автомобилистов, то в последние месяцы действительно наблюдается устойчивый рост, который в целом по стране составляет в среднем 6,8 процента, дизтоплива - 9,6 процента.

Также стоит отметить значимые локальные ситуации - ремонты и аварии на нефтеперабатывающих заводах. Осенью случилась авария на Рязанском НПЗ, на прошлой неделе - на Московском НПЗ. Это приводит к сокращению объема производства бензинов и, конечно, способствует росту цены. В целом мощностей по переработке высокооктановых бензинов хорошего качества в стране недостаточно, и это системная проблема. Также несовершенны механизмы установления таможенной пошлины, которая не всегда эффективно регулирует уровень предложения нефтепродуктов в стране. Иными словами, вместо того чтобы поставлять то же дизтопливо на внутренний рынок, нефтяные компании больше отгружают на экспорт, поскольку это им выгоднее.

На рынок воздействует множество факторов и в большей части они объективные, обусловленные внешними или внутрироссийскими причинами. Однако находятся желающие "поудить рыбу в мутной воде", и к таким любителям будут применяться самые жесткие санкции антимонопольного законодательства. В Белгородской области возбуждено дело по факту неисполнения предписания ФАС в отношении одной крупной нефтяной компании, на Ставрополе установлен факт согласованных действий поставщиков нефтепродуктов на региональный рынок, и им грозит штраф, рассчитанный от выручки компаний.