"Будет или не будет, а если будет, то когда?" - таков был основной набор вопросов, который задавали ливийским чиновникам члены российской делегации - от журналистов до дипломатов, приехавших вместе с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в Триполи.
Речь шла о предполагаемой встрече главы внешнеполитического ведомства с руководителем ливийской революции, главой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии Муамаром Каддафи.
Обычно глава государства принимает гостей в одном из двух небольших городков, расположенных на приличном удалении от Триполи - один в 600, а другой в 400 километрах. Но ради Лаврова ливийский лидер сделал исключение, приехав в столицу.
Этой встречей завершилась программа пребывания главы российского МИДа в Ливии. Началась же она с переговоров российского министра с ливийским коллегой - Абдель Рахманом Мухаммедом Шалькамом и премьером аль-Багдади Али аль-Махмуди. По их итогам, стороны договорились "активнее преодолевать препятствия, которые мешают двусторонним отношениям выйти на уровень, соответствующий традициям и потенциалу двух государств". Среди намеченных к реализации совместных проектов кроме контрактов в нефтегазовой и энергетической сфере строительство в Ливии железных дорог и военно-техническое сотрудничество. Обсуждался механизм возврата имеющихся у Триполи бывших "советских долгов", сумма которых, как стало известно "РГ", сопоставима с размером задолженности Египта или Сирии.
Еще одной составляющей переговоров стали международные вопросы. С первого января Ливия возглавит Совет Безопасности ООН, куда ее в 2007 году избрали в качестве непостоянного члена. На переговорах с Лавровым обсуждались шаги, которые Триполи намерен предпринять в этом новом качестве.
Но эти пункты повестки дня - какими бы значимыми они на первый взгляд ни казались, по словам источников "РГ", были лишь "прелюдией" к главной цели приезда российского министра - подготовке визита в Ливию президента Владимира Путина. Разговоры о необходимости такой поездки шли давно - больше трех лет. Но каждый раз то Москва, то Триполи по разным причинам оказывались не готовыми к предметному диалогу. Прорыв наступил после выборов в российскую Государственную Думу. Каддафи позвонил в Москву и поздравил российского президента с убедительной победой партии "Единая Россия". После чего главы государств договорились о предстоящей встрече в Ливии.
"Если ничего не делать, то французы, британцы, итальянцы и американцы возьмут под свой контроль рынок, который многие считают воротами к сокровищам Северной Африки", - такое мнение в разных контекстах, но общее по сути, не раз приходилось слышать от представителей российских компаний и дипломатов, работающих в Триполи. Каддафи, который, кстати, имеет звание шахматного гроссмейстера, умело разыгрывает свою международную партию в отношениях с Европой.
В начале декабря он договорился с Францией о контрактах на несколько миллиардов евро. Нет ничего удивительного, когда после переговоров президент Николя Саркози заявил о том, что он просто "счастлив принимать ливийского гостя". А несколькими днями позже вышедшие в Триполи газеты с гордостью смаковали информацию о визите Каддафи в Испанию. И о том, как после встречи в Мадриде король Хуан Карлос I якобы лично открывал перед ливийским лидером двери. Так ли это было на самом деле, неизвестно. Но очевидно другое: после того как Триполи отказался от производства ядерного оружия и перестал быть "страной-изгоем", по американской классификации, экономический интерес к этому государству в Европе существенно вырос. И теперь Москве необходимо предпринимать реальные шаги по защите своих интересов в этом регионе.
В Ливии уже работают "Татнефть" и "Газпром". Российский бизнес собирается в этой стране модернизировать городскую инфраструктуру и строить железные дороги. Но эти инвестиции требуют долговременной политической поддержки на самом высоком уровне. Несколько месяцев назад прекратил существование пакт о сотрудничестве между государственными газовыми компаниями России и Алжира, подписанный в 2006 году. Это произошло фактически сразу после того, как эту страну посетил с визитом Николя Саркози. Как говорят эксперты, французское "ухаживание" за Алжиром, а теперь, похоже, и за Ливией является частью общеевропейской стратегии. Ее основная задача - помешать Москве создавать энергетические альянсы с государствами Северной Африки.
Кстати
В ситуации, когда российскому энергетическому бизнесу фактически объявлена в регионе "негласная война", визит Лаврова в Триполи выглядит весьма своевременным.