Чем грозит налогоплательщикам утрата первичной документации

К сожалению, от столкновения с чрезвычайными ситуациями никто не застрахован. Иногда в результате краж, пожаров, наводнений или прочих подобных происшествий у налогоплательщиков, по тем или иным причинам, исчезают первичные учетные документы. При этом утрата документации может обойтись для пострадавшей стороны даже дороже, чем потеря другого имущества. А все дело в том, что в наличии первичной документации заинтересованы не только организации, но и налоговые органы, проверяющие правильность исчисления и уплаты налогов.

Зачастую налоговики, обнаружив отсутствие первичной документации, начисляют налоги, руководствуясь пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, в необоснованных размерах. А ведь еще в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.05.04 N 668/04 было указано, что определение расчетным путем суммы налога, подлежащего внесению в бюджет, производится на основании данных о доходах и расходах. И при невозможности установить одну из составляющих, необходимых для исчисления налога, следует руководствоваться соответствующим правилом, предусмотренным пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, создающим дополнительные гарантии прав налогоплательщика и обеспечивающим баланс публичных и частных интересов.

В арбитражной практике достаточно много подобных дел.

Так, например, это постановление ФАС Центрального округа от 05.09.07 по делу N А48-4470/06-06.

Помимо ошибок и противоречий в сборе доказательств, не в пользу налоговой инспекции сыграло то, что они прямо нарушили требования пп.7 п.1 ст.31 НК РФ. Согласно указанной норме налоговые органы имеют право определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

Как указал суд, налоговики обязаны доказать факт отсутствия аналогичных налогоплательщиков.

Так как этого не было сделано, под сомнение был поставлен весь налоговый расчет налоговой инспекции.

Как показывает практика, чаще всего суды отказывают налоговикам при рассмотрении подобных дел в силу того, что последние или не могут доказать факт отсутствия аналогичных налогоплательщиков, или рассчитывают налоги исходя только из возможных доходов налого-плательщика, никак не учитывая его возможные расходы.

В частности, решения в пользу налогоплательщиков вынесены в постановлениях:

- ФАС Волго-Вятского округа от 30.03.07 по делу N А79-14488/2005;

- ФАС Поволжского округа от 08.05.07 по делу N А49-7268/06-2А/11;

- ФАС Северо-Западного округа от 25.10.06 по делу N А42-12194/2005;

- ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.03.07 по делу N А33-3654/05-Ф02-1360/07.

Тем не менее, если налоговые органы будут действовать достаточно корректно, обосновывая все свои расчеты или действительно найдя аналогичного налогоплательщика - у которого будут сходны отраслевая принадлежность, вид деятельности, среднемесячный размер выручки, среднесписочная численность работников, общая стоимость основных средств и т.д., - то они вполне могут добиться успеха и в суде.

Однако наиболее неприятная ситуация при утере документов складывается в том случае, когда организации необходимо подтвердить право на налоговые вычеты по НДС.

Существуют судебные прецеденты, когда суды в данном вопросе вставали на сторону налогоплательщиков.

Однако ВАС РФ выразил совершенно иную точку зрения. И если в определении ВАС РФ от 18.10.07 N 13416/07 еще можно уловить какие-то колебания судей, то в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.01.07 N 10963/06, определении ВАС РФ от 31.08.07 N 8686/07 и в постановлении ВАС РФ от 30.10.07 N 8686/07 позиция суда совершенно однозначна. По мнению Высшего арбитражного суда в вопросе применения вычетов по НДС расчетный метод, описанный в пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, неприменим.

Все очень просто. Согласно ст. 166 НК РФ сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке доля налоговой базы. Этой же самой статьей предусмотрено право налоговых органов в случае отсутствия учетных данных у налогоплательщика определить сумму налога расчетным путем. Однако право на применение налоговых вычетов предусмотрено другими статьями, а именно ст. 171 и ст. 172 НК РФ. В соответствии с ними именно на налогоплательщике, а не на налоговых органах лежит обязанность подтверждать правомерность налоговых вычетов первичной документацией.

Выгодную для себя позицию ВАС РФ Минфин России отразил в письме от 20.09.07 N 03-02-08-12.

Таким образом, именно организация должна быть кровно заинтересована в восстановлении утраченной документации.

Что для этого нужно сделать?

Во-первых, при обнаружении факта утраты документов нужно создать комиссию по расследованию причин этого. Крайне желательно, чтобы в состав комиссии вошло стороннее незаинтересованное лицо. В идеале это должен быть представитель какого-либо государственного органа.

По результатам расследования необходимо составить соответствующий акт.

Во-вторых, немедленно следует провести инвентаризацию имущества.

В-третьих, необходимо обратиться за официальным подтверждением произошедших чрезвычайных событий - в региональное управление МЧС России, в правоохранительные органы или в ЖЭС - в зависимости от того, что именно случилось.

В-четвертых, когда вышеуказанные документы будут составлены и получены, следует уведомить в письменном виде налоговую инспекцию об утрате первичной налоговой и бухгалтерской документации. Желательно к данному уведомлению приложить копии всех документов, связанных с этим делом.

В-пятых, немедленно нужно заняться восстановлением утраченной первичной документации.

В отношении счетов-фактур, необходимых для подтверждения налоговых вычетов по НДС, есть только один путь - получение их копий от контрагентов. Документы о доставке имущества можно восстановить с помощью перевозчика. А документы, свидетельствующие об оприходовании полученного имущества, можно восстановить и самостоятельно.

www.palata-nk.ru