Патриарх осудил духовные корни "пензенского сидения"

Духовные корни того мировоззрения, что завело затворников в прославившийся теперь на всю Россию пензенский овраг, получили вчера оценку из уст Патриарха. Выступая в Епархиальном собрании Москвы, он осудил в своем докладе так называемый чин всенародного покаяния, который проходит в селе Тайнинское, неподалеку от Мытищ.

Патриарх отметил, что этот "чин" нельзя считать подлинным церковным делом. Подчеркнув, что он носит ярко выраженный агитационный характер, а духовенство, принимающее участие в этих действиях, совершает это или вопреки, или без благословения священноначалия, он обратил внимание, что сам текст чина не соответствует постановлениям Священного синода: в нем звучат призывы к отказу от ИНН, страхового полиса и других документов, удостоверяющих личность.

Кроме страха перед ИНН и новыми паспортами, участники "мытищинского чина" призывают покаяться "за недостаточность" прославления новомучеников и царской семьи. Достаточным, по их мнению, стало бы, если бы на императора смотрели как на соискупленника наших грехов.

- Мы не можем согласиться с текстом "мытищинского чина", - сказал Патриарх.

Его позиция - "искупительный подвиг один - Господа нашего Иисуса Христа, и сравнивать расстрел императора и его семьи с искупительной жертвой Спасителя невозможно".

- Со всей ответственностью заявляю, что этот "покаянный акт" недопустим и душевреден, - подчеркнул Патриарх. - Недопустимо участие священнослужителей и мирян в чинах, подобных тайнинскому.

Тех священнослужителей, которым не хватает Таинства Покаяния, совершаемого в храмах, необходимо лишать сана, ведь они сеют раздор и смуту внутри Церкви, отметил Патриарх.

- Я надеюсь, что те, к кому были обращены эти ясные обличающие слова Святейшего Патриарха, их услышат,- сказал в комментарии "РГ" заместитель председателя внешних церковных связей Московской патриархии протоиерей Всеволод Чаплин. - Если сопоставить так называемый чин всенародного покаяния с Евангелием и творениями святых отцов, то можно увидеть огромную разницу. В Евангелии призыв к жизни с Богом и духовного совершенствования, а в "чине" - вера в магию, в то, что проборматывание политических формул может в одночасье изменить жизнь страны к лучшему.

Да, мы должны изживать из жизни страны последствия цареубийства, октябрьского переворота и более ранних заговоров и измен, но это надо делать не через псевдомистику и извращение церковного таинства покаяния, а через молитву, труд и христианскую духовную трезвенность.