Напомним: проект реорганизации территории производственно-коммунальной зоны "Планерная", расположенной в районе Молжаниново, был предусмотрен еще постановлением правительства Москвы в 2005 году. Согласно этому документу вместо нынешней "деревянной деревенской" застройки этой зоны решено построить суперсовременный научно-промышленный комплекс "Пром Сити Москва-Север" с "экологически безвредными" предприятиями. Разместится комплекс более чем на 110 гектарах земли, расположенной между Ленинградским и Новосходненским шоссе и Проектируемым проездом N 727. При этом большую часть намеченной под строительство территории планируется освободить, выселив жителей деревень Филино (60 домов, 150 человек) и Новодмитровка (67 домов, 150 человек), перенеся оттуда школу и ЛЭП.
Здесь же планируется построить метродепо и ряд транспортных терминалов. А чтобы не брать лишние мощности электроэнергии у города, запланировано возведение ГТУ ТЭЦ 200 МВт, которая способна не только обеспечить мощностями заводы, но и дать тепло и свет близлежащим жилым районам.
Как показало заседание коллегии, благие замыслы, начатые городскими властями два года тому назад, до сих пор находятся почти на начальном этапе. По крайней мере и сейчас никто не может точно сказать, какие именно предприятия там будут построены, и уж тем более назвать сроки начала их строительства. Ясно лишь, что будут это совсем новые производства, а не выведенные подальше от центра устаревшие "монстры". Как пояснила "РГ" начальник управления реализации инвестиционных проектов департамента науки и промышленной политики Москвы Галина Балушкина, возможно, это будут машиностроительные заводы.
- Дадим еще два месяца нынешнему застройщику на проработку проектной документации, - сказал на заседании руководитель департамента науки и промышленной политики Москвы Евгений Пантелеев. - Но если и тогда не будет четкости в концепции застройки, найдем других инвесторов.
Однако, по словам генерального директора управляющей компании "Пром Сити" Александра Безрукова, задержка была вызвана не их неудовлетворительной работой, а изменениями требований к оформлению градостроительной документации. При этом Безруков заверил, что будущее производство не скажется губительно на транспортной системе в районе пересечения Ленинградского шоссе и МКАДа, а также не приведет к лишней нагрузке на трассы района Куркино, находящиеся по соседству с комплексом. Дело в том, что к 2025 году, когда предприятия будут полностью запущены, Ленинградку уже полностью расширят, появятся новые дороги, разовьется железнодорожная система. Тем более что, по расчетам Безрукова, на элитной промтерритории можно "уместить" не более четырех заводов.
Один из них, возможно, будет выпускать робототехнику, другой займется производством гидравлического или пневматического оборудования, третий - приборостроением... Производство в каждом из них будет максимально механизировано, однако и на их обслуживание потребуется изыскать не менее 11 тысяч человек, в основном рабочих специальностей. Если к моменту введения в эксплуатацию мощностей в Москве все также будет наблюдаться нехватка этих специалистов, то придется пойти по проторенному пути и построить общежития для иногородних или учебные корпуса для желающих получить профессию москвичей.
- Не волнуйтесь, с экологией все будет хорошо, не планируем строить литейный или гальванический заводы, однако эти вредные производства могут быть представлены в цехах, но и тогда здания будут оборудованы суперсовременными очистительными устройствами, - пояснил директор управляющей компании. Поэтому статус территорий природного комплекса вроде Филинского болота и Химкинского кладбища планируется сохранить. Более того, рядом появится еще одна заповедная зона - Долина Машкинского ручья.
По мнению Евгения Пантелеева, создание элитной промзоны просто необходимо, так как она поможет сохранить научно-промышленный потенциал столицы и развивать новые технологии и инновационные центры. А сам комплекс будет обеспечивать ежегодный рост объемов промышленного производства не менее 12-14 процентов в год.