Для выполнения миграционной программы регионам нужны дополнительные полномочия

Вместо ожидавшихся двадцати пяти тысяч соотечественников переселились в Россию к середине декабря всего триста сорок человек. Означает ли это крах программы? Или, как всегда, русские долго запрягают, чтобы потом быстро поехать?..

Квартирный вопрос жив

Среди дюжины пилотных регионов страны в реализации госпрограммы в 2007 году участвуют четыре области ЦФО: Липецкая, Тамбовская, Калужская и Тверская. Ситуация такая же, как в целом по России: в Калужскую область прибыло пять семей из двенадцати человек; до Тверской области переселенцы пока не добрались. Ожидается, что до конца декабря на Тамбовщину из Грузии переберется община духоборов: для них сейчас в основном за счет федерального бюджета строится небольшой сельский поселок. Липецкая же область приняла тринадцать семей, всего - тридцать восемь человек; кстати, это - второй по численности прибывших переселенцев показатель в стране после Калининграда. Липецкая региональная программа содействия переселению соотечественников была принята облсоветом еще в прошлом году. Уполномоченный орган по приему переселенцев - областное Управление труда и занятости, а также региональное управление Федеральной миграционной службы готовы были трудоустраивать соотечественников и оформлять их правовой статус, как и планировалось, уже в январе.

Однако региональная программа на федеральном уровне была утверждена лишь в конце мая. При этом, учитывая реальные возможности федерального бюджета, ее в определенной мере лишили привлекательности, которую в нее изначально закладывали местные законодатели. Так, в области из трех территорий вселения теперь только одна - Тербуны - дает право на подъемные, причем не на самые высшие, а Грязи и Липецк вообще отнесены к категории "В", где, кроме оплаты проезда и провоза багажа, других финансовых льгот нет. Первые анкеты установленного образца из столицы поступили в середине июля. В установленный срок - ровно через два месяца - анкеты, уже заполненные участниками программы, вернулись из зарубежных представительств ФМС. И вот в Липецк первые переселенцы приехали только в октябре.

Как и следовало ожидать, их на исторической родине первым встретил "квартирный вопрос". Да, соотечественников заранее предупредили, что в решении традиционной отечественной проблемы у них преференций не будет: все жилье - от первичного до постоянного - оплачивать придется самостоятельно. Свой выбор в пользу переселения они делали осознанно. Вместе с тем практически все участники программы в анкетах как лучший для себя вариант первичного жилья указывают общежитие. Выходит, в глубине души на него надеются. И напрасно: ни федеральная, ни областная программа предоставления общежитий не предусматривают, поскольку ни у работодателей, ни у муниципалитетов их попросту нет. Другой момент: за год, пока программа "утрясалась", стоимость жилья в регионе с 24-26 тысяч рублей за квадратный метр поднялась вполовину, а то и вдвое. Выросла цена и съемного жилья.

В этой ситуации принимающая сторона пока только и может сделать, что через зарубежные представительства ФМС регулярно информировать кандидатов на переселение об изменениях на рынке жилья да предоставлять прибывшим банк сведений о наличии гостиничных номеров и съемных квартир. А цены там кусаются: номер в гостинице - от шестисот рублей в сутки, съемная двухкомнатная квартира - свыше семи тысяч рублей в месяц. По словам первых переселенцев в Липецке, это слишком дорого даже для тех семей, чей доход на "старой" родине в переводе на рубли был тридцать тысяч в месяц. А такую зарплату получали не многие. Прежнее жилье зачастую пришлось продавать по ценам ниже липецких, и за вырученные деньги приобрести даже домик в деревне или пригороде - весьма затруднительно. Казалось бы, надежду вселяет строительство двух центров временного размещения переселенцев на 30 квартир каждый. Первый - в райцентре Тербуны - намечено сдать в первом квартале будущего года; второй - в городе Грязи - в 2008 году строить только начнут. Проблема, однако, в том, что две трети переселенцев осесть хотели бы в Липецке, а здесь строительство такого центра не запланировано.

Особенности национального переезда

Возникли неожиданные трудности и с регистрацией соотечественников: зачастую хозяева съемных квартир не хотят их регистрировать. А без регистрации переселенцу нельзя осуществить по госпрограмме компенсации за переезд, выплатить социальные пособия; и на работу он не устроится. Переселенцы "зависают" без первичного обустройства и без господдержки, механизм оказания которой попадает в ступор. В Липецкой области усилиями ФМС на время эту проблему сняли, но необходимо системное решение на будущее. Как оказалось, не просто прибывшим соотечественникам и получить работу по своей специальности и квалификации. С одной стороны, трудоустроить их, согласно региональной программе содействия переселению, готовы ряд предприятий металлургии, машиностроения, автотранспортные, строительные и открывшиеся в особых экономических зонах. С другой стороны, практика уже показала, что работодатели нередко отказывают соотечественникам в тех вакансиях, которые предварительно были с ними согласованы по анкетам.

При этом работодатели ссылаются на то, что кандидаты по результатам собеседования не соответствуют этим должностям по квалификации и стажу работы; кроме адаптации в новой социальной среде и коллективе нуждаются в дополнительном обучении правилам охраны труда, техники безопасности, технологической и трудовой дисциплины. И это касается не только рабочих, но и специалистов, поскольку экономисты, бухгалтеры, юристы не знают особенностей российского трудового и налогового законодательства, будучи и хорошими специалистами. При переобучении и смене специализации они могут, как, например, врачи, потерять высокую категорию и начинать карьеру с "нулевого" квалификационного разряда. Из тридцати восьми прибывших в регион переселенцев, включая и членов семей участников программы, четырем придется воспользоваться услугами службы занятости и пройти переобучение по профессии. Вместе с тем сегодня четыре пятых полученных из-за рубежа анкет кандидатов рассмотрены Управлением труда и занятости положительно. По остальным прорабатывается трудоустройство членов семьи. Поскольку у них порой больше шансов трудоустроиться, чем у участников программы, если они экскаваторщики, бульдозеристы, крановщики, механизаторы. Не отказывают и тем соотечественникам, которые намерены трудиться самостоятельно, например, предпринимателям.

Особенность липецкой региональной программы содействия соотечественникам в том, что она гарантирует переселенцам те же социальные льготы, что и всем жителям области. Например, предоставление материальной помощи переселенцам, находящимся в трудной жизненной ситуации, субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг. Областная служба занятости предоставляет им дополнительные услуги сверх тех, что предусмотрены федеральным законодательством. Так, если человек оказывается без работы, то ему оплачивается в течение полугода пособие в размере половины прожиточного минимума. На финансирование региональной программы в течение четырех лет в областном бюджете предусмотрено 250 миллионов рублей. Поэтому в области не обескуражены более чем скромными результатами первого года реализации программы. Да, ожидался переезд 320 семей, в 2008 - 350 семей. А на сегодняшний день в регион поступили уже 614 анкет участников программы. Так что интерес к переселению в Липецкую область у зарубежных соотечественников проявляется примерно на том уровне, на котором и прогнозировался год назад. 

Анкетные данные 

Местный опыт, как, впрочем, и пример одиннадцати других "пилотных" регионов, дал пищу для размышления участникам состоявшегося в Липецке выездного заседания Комитета Совета Федерации по делам СНГ. Они обсудили проблемы реализации государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников, чтобы оперативно скорректировать ее законодательную базу. Отмечалось, что вступившее в силу с 15 января нынешнего года новое миграционное законодательство в целом позволяет решать задачи переселения соотечественников. К тому же на уровне правительства и федеральных ведомств была проделана масштабная работа по реализации программы: за год разработано и принято сорок пять нормативно-правовых актов. Однако согласование региональных программ проходило сложно и долго; нормативные документы, регулирующие порядок работы с соотечественниками, на федеральном уровне не были подготовлены вовремя.

Их отсутствие оттянуло на местах старт реализации программы с января на сентябрь-октябрь. Затем начался учебный год, что остановило переселенцев с детьми школьного возраста. А тут пришла зима: для соотечественников из южных стран это - также сдерживающий фактор. Тем не менее за это время в уполномоченные органы за рубежом с просьбой зарегистрировать их в качестве потенциальных переселенцев обратились около тридцати пяти тысяч человек. Сейчас принято 4670 анкет от кандидатов. Количество поданных на переселение заявлений с каждым месяцем удваивается: в августе их было 28, на декабрь - 632. Продолжают соотечественники прибывать в Россию и в эти дни: ожидается, к Новому году их число достигнет полутысячи. В будущем году, вполне возможно, приедет именно столько соотечественников, сколько прогнозировалось в программе. Тем более за ее осуществление возьмутся уже пятьдесят девять регионов.

На заседании Комитета Совета Федерации основной проблемой, сдерживающей приток переселенцев, назвали жилищную. Дабы срочно ее решить, сенаторы намерены оперативно инициировать в Госдуме внесение поправки в федеральный бюджет 2008 года о выделении средств на создание центров временного размещения переселенцев. Чтобы федеральный центр в складчину с регионами начал их строить уже в будущем году. Это снимет не только проблему первичного жилья, но и устранит трудности с регистрацией, а также облегчит переселенцам адаптацию в новой обстановке. В принципе, это те общежития, о которых думают сами соотечественники, но почему-то не подумали заранее чиновники: даже в бюджет вовремя не внесли.
Чтобы жилищный вопрос решить кардинально, на федеральном уровне надо создавать специализированные финансовые институты - фонды-поручители, - которые позволят переселенцам ускоренно получить льготные ипотечные кредиты, в том числе с пониженной или нулевой ставкой. Свою лепту в обустройство соотечественников на новом месте могут внести и работодатели: скажем, взять переселенца на работу и построить для него дом на паритетных началах с региональным и федеральным бюджетами. И передать это жилье человеку в собственность с условием, что он отработает на этом предприятии определенный срок. Подобные программы по строительству жилья для привлечения квалифицированных кадров уже действуют в сельских районах регионов ЦФО.

Нужен особый статус

Не менее важно заинтересовать работодателей в приеме соотечественников на работу, поскольку сейчас у них такая мотивация отсутствует. Для этого таким предприятиям можно предоставить определенные льготы, например по налогообложению. А переселенцам придать статус лиц, нуждающихся в особой социальной поддержке, что позволит квотировать для них рабочие места. Должна быть и норма в законодательстве, определяющая срок, на который работодатель, давший согласие на трудоустройство соотечественника, обязан бронировать рабочее место, а также форма государственной поддержки его на этот период - своего рода плата государства за "бронь". В то же время нужны корректировки в Трудовой Кодекс, которые содержали бы обязательства для работодателей при заключении контрактов на трудоустройство переселенцев. Надо также и выработать механизм общероссийского реестра вакансий для участников программы. Разрешить заносить в этот реестр вакансии не только предприятий, внесенных в региональные программы, но и других организаций на территории вселения. И сведения об уже закрытых вакансиях должна оперативно направляться в представительства за рубежом, чтобы с этой информацией сразу же знакомились кандидаты на переселение. Явно назрела необходимость подумать о предоставлении статуса участника госпрограммы соотечественникам, уже долгие годы работающим в России на правах временно пребывающих иностранных граждан. Это повысит эффективность программы.

Совет Федерации, его Комитет по СНГ приняли рекомендацию подготовить проект модельного законодательного акта "О деятельности частных агентств занятости" и проект закона "Об основах рекрутинговой деятельности в сфере внешней трудовой миграции". Участники заседания в Липецке выработали предложения, адресованные и региональным органам власти. Например, создавать центры адаптации соотечественников.

Опыт этого года показал, что нужно упростить процедуру изменения региональных программ, чтобы, допустим, расширить территорию вселения, привлекать новых работодателей. Для этого регионам должны быть даны дополнительные полномочия, чтобы они самостоятельно корректировали программы с последующим утверждением министерством регионального развития. Так, если в Липецкой области есть собственный ресурс, то она должна иметь возможность его использовать. И любой субъект Федерации должен проявлять активность в использовании федеральных средств. Ведь из 4,2 миллиарда рублей, заложенных в государственной программе на 2007 год, половина - субсидии регионов: расходы - пополам. И регион не ограничен в использовании этих средств: он мог направить их и на жилье, и на компенсационный пакет, и на создание временных центров переселенцев. Но до сих пор минфин удовлетворил заявки на региональные программы только двум регионам.

прямая речь


Вадим Густов, председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ:

- Задача, которая сейчас решается Россией, - организация цивилизованной миграции в концепции позитивного влияния на экономическую и демографическую ситуацию. Надо разобраться, что, может быть, неправильно заложено с учетом нашей сложной бюрократической машины. Нужна коррекция законодательных и других нормативных актов.

Владимир Каланда, первый заместитель директора ФМС РФ:

- Государственная программа в 2012 году не закончится и будет идти столько, сколько необходимо. Наша моральная обязанность - неформально помочь соотечественникам. И задача - изменить ментальность нашего чиновника - во многом на сегодняшний день решается, хотя и путем административного давления.

Герман Одинец, соотечественник, переселившийся из Казахстана:

- Липецкую область мы выбрали не случайно: здесь социальным пакетом мы можем воспользоваться в полной мере наравне с жителями области. Например, как бюджетники мы можем рассчитывать на субсидии на строительство жилья по программе "Свой дом" и льготной ипотеки. И это для переселенца гораздо весомее любых "подъемных" на переезд. Ведь квартирный вопрос для нас самый важный. Еще один момент. В областном департаменте здравоохранения, где я искал вакансию по своей специальности, мне не просто дали базу данных, но со мной два часа беседовал начальник отдела кадров. И на местах вопрос трудоустройства со мной обсуждали непосредственно главврачи и столько, сколько было нужно. Такого внимания в других регионах я не встречал.