Деньги для ростовских бизнесменов важнее любви. К такому выводу пришли в Институте управления, бизнеса и права, проведя исследование "Богатство как ценностный фактор удовлетворенности собственной жизнью у предпринимателей".
В рамках этого исследования были опрошены более пятидесяти руководителей донских фирм и компаний. Респонденты оценили по пятибалльной шкале
80 утверждений общезначимых ценностей, ответили на вопросы теста "Удовлетворенность своей жизнью" и заполнили разработанную выпускницей института Мариной Кушнаревой анкету, вопросы которой были направлены на изучение отношения респондентов к богатству.
Анкета предлагала предпринимателям выбрать, что для них является наиболее важным: богатство, работа, семья или что-то другое. Полученные результаты говорят о том, что чем выше уровень материального положения, тем выше удовлетворенность человека качеством жизни.
- Исследования показали, что люди дольше сохраняют свое здоровье, остаются психически уравновешенными и физически крепкими, если не отказывают себе в удовольствии тратить деньги, - рассказывает Марина Кушнарева. - У людей, отказывающих себе во всем, более низкие показатели в личных, финансовых достижениях. Неудовлетворенность материальным статусом может иметь психологические последствия. Нереализованные потребности, долги, малые сбережения, неутешительные сравнения себя с другими способны вызвать тревожность, депрессию, гнев, беспомощность и даже серьезные заболевания.
47 процентов опрошенных предпринимателей выбрали самой значимой ценностью богатство, 26 - счастливую семейную жизнь, 20 - здоровье и только семь процентов - любовь. Такой большой разрыв в показателях также свидетельствует о том, что семья, даже счастливая, вовсе не ассоциируется у ростовских бизнесменов с любовью.
Только треть ростовских коммерсантов думают, что счастье не зависит от богатства, остальные уверены в обратном. Из всех видов благополучия предприниматели предпочитают материальное (43 процента опрошенных), на втором месте физическое - то есть хорошее самочувствие и здоровье (40 процентов), социальное (17 процентов), душевный комфорт и психологическое благополучие выбрал только каждый десятый респондент.
- Фетишизация денег особенно свойственна представителям малого бизнеса. Об этом говорят результаты исследований, проведенных в России в 1990-х годах, - говорит Марина Кушнарева. - Деньгам приписывались свойства абсолютного блага, универсального способа решить все проблемы, исполнить все желания. Они были очень значимы, выполняли функцию защиты, способствовали повышению самооценки в атмосфере негативного отношения к предпринимателям большинства сограждан. Капитал также компенсировал прессинг со стороны государства и криминала. Однако уже в 2000-2002 годах исследования показали уменьшение фетишизации денег, переход их из категории целей в категорию средств. Меньше стала проявляться "психотерапевтическая роль" денег, что свидетельствует как о стабилизации сознания предпринимателей, так и об улучшении экономической обстановки в стране. Сейчас у представителей малого бизнеса усилилось субъективное чувство обиды и неудовлетворенности своими доходами, точнее, соотношением "вклад - отдача", притом что объективно их доходы возросли.
Для представителей среднего бизнеса (владельцы, совладельцы фирм, устойчиво работающих несколько лет и являющихся членами саморегулирующихся профессиональных организаций) характерно выраженное отношение к деньгам как к средству. Мотив прибыли сочетается с потребностью творчества и самореализации. Деньги тратятся, в частности, на повышение профессиональной квалификации, дополнительное образование, личностное развитие.
А вот у представителей крупного бизнеса (одним из критериев отбора был уровень потребления, в частности, наличие нескольких видов легальной дорогой недвижимости) исследование показало выраженную личностную деформацию, связанную с властной функцией денег. В отношении к деньгам преувеличивалась возможность их использования в качестве орудия для управления или устрашения.
Таким руководителям обычно крайне трудно выдерживать грамотную, взвешенную финансовую политику. Они отличаются демонстративным личным потребительским поведением, обустройством излишне роскошных офисов, приобретением функционально неоправданных дорогих автомобилей, оргтехники, канцелярии, раздуванием структуры фирмы, в которой отсутствует финансовый резерв на компенсацию неблагоприятных ситуаций и развитие перспективных направлений, стратегического исследования и планирования. В то же время в фирме могут существовать "дыры", на латание которых предпринимателю денег жалко.
Это явление опасно, поскольку бизнес-элита - а крупные предприниматели принадлежат именно к этой категории - не только задают тон в своих фирмах и компаниях, но и стиль жизни, идеологию существования всему своему окружению.
Людмила Попова, психолог:
- Конечно, от достатка не следует отказываться, так как в нужде труднее чувствовать себя счастливым. Но богатство не принесет счастья тем, у кого за душой нет ничего, кроме жажды наживы или желания перещеголять других, а для некоторых достаток способен даже стать вариантом "золотой клетки". Богатство не может дать нам счастье, оно способно только до некоторой степени удовлетворить "жажду наслаждений". Вкусная еда, еще больший дом или роскошный отдых - хоть это и приятно, но мимолетно. Такое счастье уходит так же быстро, как и приходит. Стремление к нескончаемому богатству - путь одиночки. Это означает зарабатывать больше, чем другие, и побеждать своих конкурентов любой ценой. А поиск счастья включает построение прочных взаимоотношений между людьми и создание таких условий, чтобы наше общество становилось все лучше и лучше.
Наталья Кондратенко, заместитель директора рекламного агентства:
- Мой знакомый стал участником популярного телешоу. Он провел несколько недель на уединенном экзотическом острове, участвуя в разных состязаниях с 15 незнакомцами ради приза в один миллион долларов. Но по мере развития игры отношения между соперниками все более и более стали напоминать отношения в племени людоедов в голодный год. Слабых тут же "съедали", то есть изгоняли с острова. В конце игры победил человек, который сумел стать самым жестоким. Когда наш, не ставший последним, герой возвратился домой, он сразу же превратился в знаменитость. Казалось, он имел все, о чем раньше только мечтал, но почему-то чувствовал себя опустошенным. Постепенно он понял, что его просто используют. Люди совсем не интересовались, какой он человек, их интересовала только его роль "оставшегося в живых".