25.12.2007 03:45
    Поделиться

    На Кубани восстанавливают ликвидированную систему санитарной авиации

    После реконструкции в поликлинике при краевой клинической больнице № 1 имени Очаповского за день можно будет принимать полторы тысячи посетителей. Однако бесценное для пациентов время по-прежнему тратится на "выбивание" направления на лечение и доставку больных из отдаленных районов.

    Глухая стена

    В свое время в нашей газете ("Одна жизнь на двоих", "РГ"-Неделя" от 15 апреля 2005 года) была опубликована необычная история ейчанки Ирины Андреевой. Для лечения ее дочери от редкой болезни в столичной клинике земляки организовали телемарафон. А Ирина поделилась собранными деньгами с другой малообеспеченной семьей, в которой ребенок страдал от такого же недуга. И две девочки в столицу поехали вместе. Подобные ситуации вскоре должны стать анахронизмом, уверяют врачи, ведь нацпроект "Здоровье" на то и рассчитан, чтобы высокотехнологичную помощь можно было получить на местах. Однако, где и у кого будет лечиться пациент, пока что на самом деле от него не зависит. А у, казалось бы, рождественской истории двух жительниц Ейска открылась и другая, далеко не радужная сторона.

    Напомним, дочь Андреевой Олеся родилась с тяжелым заболеванием - буллезный эпидермолиз. Тело малышки было покрыто незаживающими язвами. А ее землячка Настя Лукьянова (у нее оказался такой же диагноз) в 16 лет весила всего 20 килограммов, а от образовавшихся из-за незаживающих ран рубцов срослись пальцы на руках. Чтобы не отставать от сверстников, Настя научилась писать одним большим пальцем на правой руке. Местные врачи сказали, что малышка неизлечима, и Олесю в перспективе ожидает такая же судьба. Но Ирина не смирилась, обратилась за помощью в телепрограмму "Здоровье". И что же? Оказалось, у девочек имелся шанс: буллезный эпидермолиз лечат в столичном Центральном кожно-венерологическом НИИ. Выяснилось, что еще с 1994 года в другой московской клинике с помощью операций детей избавляли от мучений, связанных со срастанием пальцев. Неужели об этом не знали ейские доктора?

    Шанс на жизнь, который могли дать в столичной клинике, стоил недешево. Однако по закону дети имели право пройти лечение за счет краевого бюджета. Нужно было направление от краевого департамента здравоохранения. Лукьяновым направление на операцию выдали только после личного вмешательства губернатора. Андреевым пришлось собирать деньги с помощью телемарафона. На все это ушло воистину бесценное для больных детей время. Ведь болезнь не хочет ждать - и берет свой реванш.

    Нескорая помощь

    В краснодарской краевой клинической больнице № 1 имени Очаповского корреспондента "РГ" заверили: после реконструкции клиника не будет уступать столичным. А потому и надобность выбивать направление на лечение в Москву у больного отпадет.

    В новом лечебно-диагностическом многопрофильном комплексе уже сейчас делают уникальные операции на сердце, сосудах, головном мозге, позвоночнике, суставах. Из федерального и краевого бюджетов в рамках нацпроекта сюда поступают необходимые средства, чтобы все жители Кубани, независимо от своего материального достатка, могли консультироваться у высококлассных специалистов и обследоваться с помощью новейшей диагностической аппаратуры. Радикальным образом изменилась сама система: теперь пациента сразу обследуют и лечат несколько специалистов разного профиля.

    - Для нас преобразование больницы привело к развитию иммунологической лаборатории, иммунологических исследований, без которых быстрая и точная постановка диагноза затруднительна, - говорит заслуженный врач РФ, иммунолог Давыдова. - Например, при той же системной красной волчанке, склеродермии. Здесь всегда было наибольшее число врачебных ошибок.

    Время на обследование в больнице сейчас сократилось - в течение получаса можно собрать всех специалистов на консилиум. Позаботились и о том, чтобы люди не стояли в очереди. Однако, случается, драгоценное время тратится на доставку больных.

    Врачи признают, чтобы привезти пациента из отдаленного района, к примеру из горного поселка, по-прежнему уходит немало времени. И что ему супероборудование в больнице, если он до него не успеет добраться?

    - За предыдущие годы в крае была разрушена система санавиации - самолеты, вертолеты, которые доставляли больных, ликвидированы, - рассказал корреспонденту "РГ" профессор, главный врач Владимир Порханов. - Эту систему нужно возрождать.

    - Сейчас в проект заложено строительство вертолетной площадки на восьмом этаже, на крыше нашего здания, - говорит директор краевой клинической больницы № 1 Виктор Гаврилов. - Такая доставка для пациента будет обходиться бесплатно. Но речь пока что идет только о так называемой "легкой санавиации". А с увеличением потока пациентов нужна и более "тяжелая", вместительная. Пока что власти города Краснодара предлагают землю для строительства другой вертолетной площадки на территории совхоза. Но от этого участка до краевой больницы путь не близкий. А площадка, по мнению докторов, непременно должна быть рядом, потому что в медицине есть правило "золотого часа". И, если врачи упускают время, летальность увеличивается.

    Пока о медицинских самолетах ведутся дискуссии, на сегодняшний день тем, кто живет вдалеке от кубанской столицы, в труднодоступных для транспорта местах, экстренную авиационную доставку придется организовывать за свой счет. Однако платежеспособных состоятельных людей в таких районах немного - они предпочитают жить в ином ландшафте.

    Мнение

    Владимир Абдуев, заведующий ортопедическим отделением Краснодарской больницы железнодорожников:

    - По-прежнему судьба пациента полностью находится в руках местных докторов, которые решают: выдать или нет направление в то или иное лечебное учреждение. Не согласен - лечись за свой счет.

    Приведу такой пример. Бесплатно искусственный сустав ставят только в федеральных медицинских центрах. В прошлом году действовало постановление о том, что человеку, имеющему группу инвалидности, программу реабилитации, органы соцстраха должны купить эндопротез. Однако в мае этого года вышел новый приказ, практически отменивший прежнее правило: в нем говорится, что по этой форме работать можно, но лишь в исключительных случаях. А вот что означает исключительный случай - не конкретизировано. Поэтому в регионах больным рекомендуют ставить эндопротезы только в федеральных медицинских центрах. В негосударственном или ведомственном лечебном учреждении за эндопротез придется заплатить от 15 до 100 тысяч рублей. Но муниципалитет, а может быть, регион, по моему мнению, должны помочь больному компенсировать его расходы.

    Поделиться