Сотрудники областного краеведческого музея расскажут о том, что случилось на земле уральской за последние три тысячи лет.
Выставку музей готовил целых полгода, основательно разгрузив свои запасники. "Наши фонды казались грудой ржавого металлолома, - признаются музейщики, - а сейчас в витринах все эти молотки и клещи, кандалы и ружья прямотаки приосанились…"
У самой народной экспозиции музея - кольцевая композиция. На входе посетителей встречают "башкир" (кочевник, одетый в национальный костюм) и "казак". На Южном Урале они все время рука об руку и словно по кругу. Цивилизацию в степь занесли беглые казаки да разбойники, после чего начались культурные пересечения. Башкиры пробуют русскую соху, русские - татарский плуг.
- Напрашиваются исторические параллели, - говорит Светлана Судья, заведующая историческим отделом краеведческого музея. - Когда в Америке осваивали земли индейцев, мы осваивали башкирские земли. Нам не надо было плыть за океан, но точно так же самые лихие и неприкаянные люди со всей Руси отправлялись в Сибирь и на Урал.
Три тысячелетия непростых взаимоотношений в котле народов Южного Урала - с железного века до конца XIX. Челябинские археологи подарили музею экспонаты из глубины времен и культурных слоев - орудия труда и фрагменты оружия древних южноуральцев.
По внешнему кругу экспозиции - трудовая, будничная жизнь башкир и русских. Фрагмент юрты с мужской и женской половиной, русская изба с рыжей кошкой на печи (музейщики обещают, что для пущего натурализма за очагом будет еще и сверчок стрекотать). Полотенца и рушники - расшитые то ли в русской деревне, то ли в башкирской - снова культурный обмен.
Башкиры пасли лошадей, собирали мед и охотились. Русские стали плавить руду и добывать золото. Помимо хозяйственной утвари в музее можно увидеть и почти настоящую доменную печь с движущимися мехами и маленьким рудокопом. Из ратной славы Южного Урала - немногочисленные экспонаты времен Пугачевского восстания и Отечественной войны 1812 года: кандалы для непокорных, пушки для врагов и клинки легендарного златоустовского гравера Ивана Бушуева. Башкирские бунты и их жестокое усмирение остались почти за кадром.
Самая дорогая, пожалуй, часть выставки - ее внутренний круг. Здесь представлена духовная культура соседствующих народов: одеяния муллы и православного священника, бессчетные образа в тяжелых окладах - первые казаки хоть и бандитами были, а всетаки с иконками на Урал приехали.
Заключительная часть экспозиции - самая праздничная, демонстрирующая братство народов, ярмарка. Музейщики нарочно ездили в Троицк, чтобы доподлинно воспроизвести главное торговое место на Урале: Троицкая ярмарка была третьей в России по своему богатству. "Здесь табуны лошадей меняли на металл и хлеб, - говорит Светлана Судья. - И голландское сукно продавали, и индийские пряности - проще говоря, Восток торговал с Западом".
Постоянная экспозиция "История и быт народов Южного Урала" в областном краеведческом музее открывается 24 декабря.
Адрес: ул. Труда, 100.
Режим работы: с 10.00 до 19.00, касса - до 18.00.
Справки по телефону
8 (351) 2630832.