26.12.2007 00:00
    Поделиться

    Грандиозный скандал в НИИ акушерства и гинекологии Санкт-Петербурга

    О демографической проблеме, угрожающей уже национальной безопасности страны, сегодня говорят все - от президента до медицинских авторитетов. Впрочем, что касается медиков, слова подчас расходятся с делами...

    В 1993 году ученым с мировым именем, одним из самых известных специалистов в области репродуктивной медицины Ю. Верлинским в Санкт-Петербурге был создан Международный центр репродуктивной медицины (МЦРМ). Сам Центр решено было расположить на площадях ГУ НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О.Отта РАМН, в соответствии с подписанным инвестиционным договором.

    Надежды на сотрудничество возлагались большие. По свидетельству медицинского директора МЦРМ В. Корсака, нигде в России не готовят клинических эмбриологов. Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) - высокотехнологичные методы, здесь нужны специалисты высочайшей квалификации. Между тем в институте Ю. Верлинского в Чикаго разрабатываются самые современные технологии, дающие шанс женщинам, уже потерявшим надежду родить детей, обрести счастье материнства.

    В Петербурге партнеры капитально отремонтировали аварийный корпус Института, поставили новейшее оборудование, обеспечили обучение в США российских врачей и эмбриологов.

    Эти вложения оправдались. За 15 лет МЦРМ стал лидером в области лечения бесплодия. Как с гордостью отметил Ю. Верлинский, благодаря усилиям сотрудников МЦРМ, в России родилось более 10 тысяч детей в семьях, обреченных на бездетность. В результате лечения на свет появились более 2 тысяч маленьких петербуржцев. По существу, Центр стал окном, через которое в Россию передается уникальный мировой опыт: ВРТ позволяют достичь 80 процентов успеха. Обучение им прошли специалисты десятков российских регионов. МЦРМ помог создать шесть новых центров экстракорпорального оплодотворения. Казалось бы, у России появился шанс не отстать от мира в этом самом гуманном направлении биотехнологии.

    И тут - как удар ниже пояса: столь значимое для России медучреждение выставляют на улицу. Директор Института Э. Айламазян неожиданно прерывает совместную деятельность, а затем и попросту отказывает МЦРМ в продлении аренды помещений. Срок - до конца года.

    Репродуктологи забили тревогу. В инстанции полетели письма. Ведь если, по словам В. Корсака, Э. Айламазян выполнит свою угрозу - отключит МЦРМ от всех коммуникаций, произойдет непоправимое - погибнут находящиеся в криобанке более 1,5 тысячи живых человеческих эмбрионов и гамет - мужских и женских половых клеток россиян, в том числе прошедших лечение за счет средств Петербурга. На свет не появятся сотни будущих граждан.

    Получается, одним поворотом рубильника чиновник может запросто лишить будущей жизни население большого поселка? и заявить, как с изумлением пишет Ю. Верлинский, что не понесет за это ни малейшей ответственности?

    Выходит, отмечает в письме руководителю Минздравсоцразвития России профессор Корсак, в момент, когда говорится о необходимости провести углубленную инвентаризацию роддомов... издается распоряжение правительства о строительстве 23 перинатальных центров, под угрозой фактической ликвидации оказался МЦРМ. Вводится программа стимулирования рождаемости, поддержки молодых семей, желающих иметь детей, а в Санкт-Петербурге срывается выполнение уникальной программы, финансируемой муниципалитетом. Пациенты уже завтра не cмогут попасть в клинику, в назначенных операциях им будет отказано, тысячи семей лишатся возможности родить детей.

    А что же власти? Вроде бы, город идет навстречу. При помощи губернатора Центру выделено отдельное помещение. Однако на согласование документов и ремонт уйдет не меньше полугода. Директор же Института даже на это время аренду продлить отказывается. Результат? Центр будет ликвидирован, ну а сотни будущих детишек окажутся, как говорил главный герой недавнего телесериала, "немножко неживыми".

    Чем объяснить поведение директора НИИ акушерства и гинекологии, академика медицины? Желанием заработать? Стремлением избавиться от конкурентов? А как же интересы государства. Но корректный ли выбран метод?

    Понятно, что оставшиеся без работы репродуктологи не смогут кормить семьи в ожидании нового здания. Стало быть, никуда они, голубчики, не денутся, придут к нему, Айламазяну, и кадровый вопрос будет решен. А там, глядишь, и деньги, предусмотренные городской программой, пойдут сами - вслед за пациентами, которые уже прошли в МЦРМ курс лечения и ждут только операции. Пригодится и оборудование, предназначенное Центром для первой в России учебной лаборатории и сваленное сегодня в подвале...

    Как вам рокировочка? И формально не придерешься: какое преступление против общества? Какой развал уникальной школы российской эмбриологии? Помилуйте, просто спор хозяйствующих субъектов.

    Только вот согласятся ли с такой трактовкой тысячи семей, потеряв, теперь уже окончательно надежду иметь детей?.. Ведь расчет, что ученые прибегнут именно к Айламазяну, может и не сработать. Россия их потеряет...

    Поделиться