Охране здоровья людей, занятых в работах по уничтожению химоружия и проживающих в так называемой зоне защитных мероприятий, а также экологической безопасности в этих районах уделяется очень большое внимание. Причем регламентировано это как внутренними документами, так и международными правовыми актами.
Медико-санитарное сопровождение процесса УХО в России возложено на Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА). История агентства начинается с 1947 года, когда в Советском Союзе приступили к полномасштабной реализации атомного проекта. О воздействии радиоактивного излучения на живые организмы тогда было известно не очень много, но уже всем стало ясно, что жесткая радиация и соприкосновение с изотопными элементами для человека опасны.
Для медицинского сопровождения советского атомного проекта при Минздраве СССР было создано 3-е Главное управление. Впоследствии на это управление возлагались другие полномочия, к примеру, санитарно-гигиеническое сопровождение пилотируемых космических полетов. Занимались специалисты управления и организацией охраны здоровья на предприятиях, где производилось химическое оружие, так что и с этой проблемой мы знакомы достаточно хорошо.
Третье управление Минздрава просуществовало с 1947 по 1991 год, затем с 1991 по 2004 год шла череда различных реформаций и переименований. В нынешнем виде ФМБА было создано Указом президента РФ N 1304 от 11 октября 2004 года. Так что у нас сейчас как бы третий этап исторического развития.
Стоит отметить, что сама ликвидация боевых отравляющих веществ, объектов по его производству, а также обезвреживание отходов ныне действующих объектов УХО являются сложными химико-технологическими процессами, которые изначально не могут считаться безопасными. Поэтому-то и в международной Конвенции по химразоружению, и в наших внутренних документах первостепенное внимание уделяется обеспечению безопасности людей и защите окружающей среды. И это не просто декларации. Каждая строчка этих документов обязательно воплощается в реальные дела.
В настоящее время медицинским сопровождением процесса уничтожения химоружия в нашей стране занимаются четырнадцать учреждений здравоохранения, входящих в структуру ФМБА, шесть территориальных органов, которые выполняют функции надзора. Для аварийного реагирования у нас есть токсикологический центр на базе клинической больницы N 123 в Одинцово и детская клиническая больница N 38 в Москве.
Научное сопровождение осуществляют два института: в Волгограде и Санкт-Петербурге. Волгоградский институт гигиены, токсикологии и профпатологии осуществляет научный контроль за уничтожением ОВ кожно-нарывного действия, курирует объекты в Горном, Камбарке и в Кизнере. Все остальные объекты сопровождает НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека, расположенный в Санкт-Петербурге.
Разработаны средства и методы диагностики интоксикации ОВ. Они прошли медицинские испытания и предназначены для проведения профотбора и оценки здоровья работников объектов УХО, а также граждан, проживающих в зоне защитных мероприятий. При этом используются самые современные медицинские технологии.
Созданы и готовы к применению на практике новейшие средства антидотной терапии при поражении фосфорорганическими соединениями. Причем отечественные препараты экстренной помощи по основным параметрам превосходят зарубежные аналоги.
В 2007 году разработаны и утверждены нормативно-правовые акты, которые устанавливают порядок проведения экспертизы по выявлению причинной связи заболеваний граждан, постоянно или преимущественно проживающих в районе расположения объектов по хранению и уничтожению химоружия, а также работающих на них, с функционированием этих объектов.
Стоит подчеркнуть, что процесс ликвидации химоружия в нашей стране проходит в штатном режиме в сроки, установленные международными соглашениями. Это подтверждено весьма жестким контролем за состоянием здоровья граждан и экологической ситуацией в районе объектов УХО. За весь период промышленного уничтожения боевых отравляющих веществ нашими специалистами выполнено более 500 тысяч исследований объектов внешней среды. Превышений действующих нормативов содержания ОВ в окружающей среде не выявлено.
Мониторинг здоровья населения рассматривается как обязательная мера. Он проводится НИИ ФМБА РФ совместно с территориальными органами здравоохранения в период до пуска объекта для снятия фоновых показателей и в период пуска его в эксплуатацию.
Особое внимание уделяется охране детского здоровья. Ведущие специалисты 38-й детской клинической больницы регулярно бывают во всех районах хранения и уничтожения химического оружия. Выездные бригады столичных медиков в тесном взаимодействии с местными врачами обследовали в общей сложности около девяти тысяч детей самого разного возраста - от младенцев до подростков. И опять же надо отметить, что никаких патологий, прямо связанных с наличием складированных боевых ОВ и работающими объектами по их уничтожению, нами не выявлено.
Впрочем, стоит повторить, что работы, связанные с химическим оружием, в том числе и его ликвидация, относятся к числу весьма опасных. Поэтому наш контроль постоянен и очень строг. А если у граждан возникает какое-то беспокойство, то они должны сразу обращаться в консультативно-диагностические центры, созданные при каждом объекте УХО, или непосредственно к специалистам профильных медицинских учреждений, о которых я рассказал.