26.12.2007 03:30
    Поделиться

    Димитри Саймс: В 2007 году "с Россией снова стали считаться"

    Камертоном минувшего года в отношениях России с США и Западом стало февральское выступление президента Владимира Путина в Мюнхене. После этого "холодного душа" в Америке весь год шли разговоры о том, что "Россия вернулась" в большую мировую политику, и о том, что это сулит США. Общее их содержание было минорным. Прежний тезис о том, что "США заинтересованы в сильной России", теперь звучит в Вашингтоне редко - скорее всего, просто по инерции.

    Один из лучших местных специалистов по России, глава столичного Никсоновского центра Димитри Саймс, считает минувший год "переломным" в российско-американских отношениях. "Президент Путин в Мюнхене и после Мюнхена показал зубы "русского медведя", который, как многим казалось, уже вообще исчез", - сказал он мне, добавив, что это "никого не обрадовало" в США.

    Зато, "подкрепленная российскими действиями, эта риторика заставила снова начать серьезно относиться к России, - продолжал политолог. - Иногда для того, чтобы поломать динамику в отношениях, приходится начинать вот с таких неприятных и даже болезненных моментов, поскольку без этого тебя просто не станут слушать". Чем все это кончится, Саймс предсказывать не берется, но, во всяком случае, он исходит из того, что "сложный и противоречивый" 2007-й стал годом, когда "с Россией снова стали считаться".

    Как и всегда в последнее время, главным "стабилизатором" российско-американского диалога послужило устойчивое личное взаимопонимание между президентами двух стран. Владимир Путин и Джордж Буш в уходящем году трижды встречались лично и семь раз беседовали по телефону. Причем в шести случаях звонки были инициированы Белым домом.

    Само собой разумеется, что без разногласий в этих встречах и беседах дело не обходилось. Но их атмосфера, как подчеркивают обе стороны, всегда была и остается уважительной и доброжелательной. Неизменно корректны оба лидера и в публичных отзывах друг о друге - при том, что Буша регулярно "клюют" в Америке за то, что в свое время он якобы разглядел в глазах партнера не то, что надо.

    Незадолго до Рождества пресс-секретарь президента США Дана Перино заверила меня, что отношение к России и ее лидеру в Белом доме не изменилось. "Наш президент называет их личные отношения дружескими, - сказала она. - Они друзья, и это позволяет им иметь разногласия и быть друг с другом вполне откровенными. Но при этом они сотрудничают по многим вопросам". Еще один близкий к администрации специалист тоже подтвердил, что в личных отношениях лидеров помимо взаимного уважения "есть теплота".

    Осенью на форуме АТЭС в Сиднее лидеры договорились со временем порыбачить и "где-нибудь на сибирских реках". На вопрос о том, остаются ли в силе эти планы, Перино улыбнулась: "Время покажет. Думаю, это возможно".

    К сожалению, сердечность личных встреч президентов сама по себе не гарантирует согласия по ключевым темам двусторонней повестки дня. В минувшем году в ней доминировали вопросы стратегической стабильности и безопасности. Одно их перечисление - ПРО, ДОВСЕ, СНВ, РСМД - составляет, как говорят американцы, "алфавитный суп". Сварить его, к сожалению, не удалось, хотя обе стороны приложили немало стараний на различных саммитах.

    Не принес год прорывных решений и по другим важным двусторонним и международным проблемам - от Ирана, Косово и Ближнего Востока до ВТО и пресловутой поправки Джексона - Вэника. Как обычно, в Москве вызывало раздражение заигрывание американцев с ближайшими соседями России, поскольку по опыту известно, что поощрение там "разноцветных" демократизаторских проектов неизбежно сопровождается нагнетанием антироссийских настроений. Так что, подводя итоги года, дипломаты с обеих сторон порой выражали удовлетворение по поводу того,что дело не дошло до открытой ссоры.

    Достижение это, конечно, сомнительное, особенно для юбилейного года, когда Москва и Вашингтон совместно отмечали 200-летие своих дипломатических отношений. Правда, сама круглая дата - 13 декабря - прошла незаметно, хотя изначально предполагалось приурочить к ней обмен посланиями или совместное заявление сторон.

    С другой стороны, год был еще и предвыборным в обеих странах, то есть по определению трудным. На эту тему тоже было немало споров - впрочем, достаточно сдержанных. Любопытно, кстати, что тревогу у наблюдателей в Вашингтоне сейчас вызывает скорее антиамериканская риторика в России, чем антироссийская - в США. Возможно, к последней просто все давно привыкли, тогда как первая "бьет по нервам" именно в силу своей новизны. Сетуя на нее, американцы отмечают, что из Москвы не поступало, как это иногда делается, дружеского совета не принимать слишком близко к сердцу словесные нападки, продиктованные соображениями предвыборной борьбы.

    Уже известно, что Москва и Вашингтон рассматривают возможность организации в начале будущего года очередной встречи на высшем уровне - например, в ходе той же поездки Буша в Бухарест.

    Главная тема для обсуждения - передача эстафеты в двусторонних отношениях - была бы самоочевидной. В преемственности, устойчивости и предсказуемости этих отношений априори заинтересованы не только сами Москва и Вашингтон, но и весь мир.

    Поделиться