Законодатели считают, что Египет обладает своего рода монополией на изготовление подобного рода вещиц. И без специального разрешения Каира их производство вестись не должно.
Никаких препятствий для выдачи соответствующих разрешений не будет, достаточно только внести определенную сумму в бюджет Египта. Парламентарии намерены использовать эту статью дохода государства для финансирования музеев и исторических комплексов.
Генеральный секретарь Верховного совета по древностям Захи Хавас заявил журналистам, что речь идет о специфических авторских правах, действие которых должно распространяться как на территорию Египта, так и за его пределами. Закон регламентирует производство копий любых произведений искусства или объектов быта, хранящихся в египетских музеях, в натуральную величину. Он также будет регулировать коммерческое и личное использование копий египетских пирамид и сфинкса. "Даже если они сделаны для личного пользования, необходимо получить соответствующее разрешение египетского правительства", - пояснил Хавас.
Что касается художников и скульпторов, то им не станут запрещать использование образов египетских древностей в работах, но только при условии, что конечный продукт будет представлять собой воплощение авторской мысли, а не точную копию.
В частности, администрация знаменитого отеля "Луксор" в Лас-Вегасе не обязана ничего выплачивать Египту, поскольку здание представляет собой видоизмененную копию древней пирамиды. Единственное ограничение, которое коснется отеля при вступлении в силу нового законодательного акта, - запрет на заявления о том, что "Луксор" стал "единственным в мире зданием в форме пирамиды".
Международные эксперты в области права отмечают, что новый закон может нанести серьезный удар по тематическим паркам, созданным в разных странах мира, поскольку копии пирамид и сфинкса в натуральную величину остаются весьма притягательным для публики зрелищем.
Между тем
Всего в Египте насчитывается 110 пирамид. Последнюю нашли в 2002 году швейцарские археологи, проводившие раскопки захоронения фараона Реджедефа, сына и наследника фараона Хеопса.
Камиль Бекяшев,
профессор, заведующий кафедрой международного права Московской государственной юридической академии:
- Желание египетского парламента регулировать копирование и тиражирование произведений искусства является уместным и оправданным.
Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года и Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года исходят из принципа национального режима. Эти всемирно признанные документы дают Египту и другим государствам право устанавливать путем принятия закона правила по изготовлению копий с их исторических произведений.
Правительство Египта выступает правообладателем пирамид и других своих архитектурных памятников. Оно имеет исключительное право выдавать разрешения на копирование конкретного произведения или, например, на строительство здания, которое является копией архитектурного памятника, расположенного в Египте.
Бесспорно, что пирамиды тоже являются предметом искусства. Можно воспроизводить идею пирамид. Например, в виде силуэта произведения. Но нельзя воспроизводить объект полностью путем выпуска тарелок, чашек с их изображением. И тем более копировать пирамиды в виде строительного сооружения. Изготовление таких копий считается контрафакцией. Тем не менее при разработке закона египетские парламентарии должны определить перечень охраняемых и неохраняемых объектов.
Пока неясно, каким образом египетское правительство будет осуществлять контроль за изготовлением контрафактной продукции. Например, в переходе у метро "Пушкинская" в Москве продаются статуэтки пирамиды Хеопса. Имею ли я право их приобретать? Если я ее куплю, то кто будет нести ответственность за распространение контрафакта и кто будет перечислять деньги египетскому правительству?
Все эти вопросы должны решаться в рамках двусторонних соглашений Египта с другими государствами. В этом соглашении должен быть определен порядок тиражирования или использования памятников культуры. Но я сомневаюсь, что какое-либо государство согласится взять на себя контроль за исполнением нового египетского закона. Планы Каира подняли также и другой болезненный вопрос. Во всем мире существует несколько миллионов произведений искусства. Имеют ли государства моральное право ограничивать выпуск копий этих произведений? Нанесет ли это ущерб межгосударственным отношениям и развитию культуры? Ведь очень часто благодаря этим копиям мы узнаем, какие шедевры находятся в Италии, Египте, во Франции и других странах.