Так, в середине января министерство представит на суд общественности законопроект о торговле, пообещал Андросов. Документ, напомним, значится в пакете подготовленных министерством антиинфляционных мер и направлен в первую очередь на развитие конкуренции. Заметим, что всевозможные слухи о содержании этого документа будоражат рынок на протяжении последнего месяца. Эксперты уже высказывали опасения, что посредством законопроекта чиновники попытаются установить жесткий контроль над рынком. Но замминистра постарался развеять страхи.
Главная цель законопроекта, по его словам, - способствовать развитию конкуренции, расширению торговых площадей и либерализации правил торговли. Сейчас, подсчитал Андросов, в регионах действует более 140 нормативных актов, используя которые чиновники на местах вмешиваются в деятельность торговцев. Но новый закон отменит подобный произвол, он будет содержать четкий перечень случаев, когда вмешательство возможно, и отрегулирует отношения в цепочке "покупатель - продавец - государство". Что же касается слухов о норме, предусматривающей для государства возможность устанавливать ценовые надбавки, то пока неизвестно, останется ли эта идея в окончательном варианте законопроекта.
Между тем, как оказалось, в минэкономразвития уже создан департамент по развитию внутренней торговли. О возможности его появления Андросов, напомним, говорил в ноябре на "деловом завтраке" в "РГ". Но приказ министра по этому поводу был подписан около месяца назад, уже назначен руководитель департамента (им стал Павел Волков), а сейчас идет формирование штата новой структуры.
В начале следующего года в министерстве ждут и еще нескольких крупных событий. В январе планируется объявить конкурс по отбору особых портовых зон, а в течение первого квартала - второй конкурс по формированию венчурных фондов, софинансируемых из Российской венчурной компании. Причем критерии по отбору портовых зон будут существенно отличаться от требований к проектам по всем другим типам ОЭЗ. В министерстве опасаются, что зоны могут вмешаться в конкурентную среду действующих портов. Андросов предполагает, что главным критерием станет соотношение инвестиций федерального бюджета к росту грузооборота в портовых зонах, сейчас минэкономразвития уточняет требования к потенциальным участникам конкурса вместе с минтрансом. А ставка будет сделана не на действующие порты, а на развитие новых территорий. Впрочем, шансы остаются и у них. В действующих морских портах есть неразвитые участки, и они тоже смогут претендовать на получение статуса ОЭЗ.
В следующем же году может состояться публичное размещение акций (IPO) дочерних компаний ОАО "РЖД", рассчитывают в минэкономразвития. Этот давно дебатируемый вопрос из теоретической плоскости, похоже, переходит в стадию практической деятельности. Причем заинтересованность проявляют не только в министерстве, но и в руководстве РЖД. Оно, по словам Андросова, считает IPO одним из важнейших элементов привлечения инвестиций. И потому вряд ли будет медлить с размещением. Но конкретные сроки будут зависеть от ситуации на рынке и готовности компаний.