27.12.2007 01:30
    Поделиться

    Сможет ли Россия стать полноправным участником мирового космического клуба

    Россия заслуженно гордится тем, что именно она открыла дорогу в космос и в течение длительного времени занимала лидирующую позицию в области создания и применения космической техники.

    В 2007 году мы отметили 50 лет со дня запуска нашей страной первого искусственного спутника Земли. Космические технологии применяются сегодня практически во всех областях человеческой деятельности. Без космических услуг в современном мире невозможно эффективно регулировать такие важнейшие сферы, как экономику, экологию, развитие городов, сельского хозяйства, транспорта.

    Между тем развитие промышленности и наукоемкого производства, обеспечение конкурентоспособности страны, необходимость повышения обороноспособности России требуют масштабной модернизации существующих и создания новых надежных космических комплексов, отвечающих новейшим требованиям, в том числе необходимости длительного срока эксплуатации. В этом остро нуждаются наиболее активно развивающиеся отрасли, такие, как навигация и геодезия, связь и телевидение, энергетика, здравоохранение.

    При этом Россия на сегодня уже исчерпала научно-технический и кадровый задел, созданный в советское время в космической сфере, а орбитальные группировки некоторых отечественных космических систем укомплектованы только на 20-25 процентов. Выступая 21 ноября в Самаре на выездном заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ по вопросам создания новых космических комплексов, первый вице-премьер российского правительства Сергей Иванов заявил, что "научно-технический задел, созданный в 80-е годы прошлого века, уже исчерпан", а "отечественная промышленность практически утратила способность к разработке и изготовлению значительной части приборов и узлов". Ухудшению ситуации также способствует традиционная изоляция России на международном рынке спутников. Конкурентоспособность на мировом рынке обеспечивается высоким качеством, соблюдением сроков поставок и надежностью спутников и их систем.

    В свою очередь полноправное масштабное присутствие на международном рынке влияет не только на увеличение прибыли, развитие НИОКР и производства, но также способствует существенному расширению геополитического влияния государства. "Существующая орбитальная группировка не может в полной мере обеспечить наши потребности в получении космической информации", - отметил первый вице-премьер, добавив, что России сегодня "остро не хватает космических аппаратов оптико-электронной и радиолокационной разведки, топогеодезического и метеорологического обеспечения".

    Для исправления ситуации необходимы значительные средства, и правительство уже начинает их выделять. Существующий бюджет Федерального космического агентства сопоставим с бюджетами других ведущих национальных космических агентств - начался процесс реорганизации и укрупнения предприятий космической отрасли вокруг ведущих производителей, таких, как ГКНПЦ им. Хруничева, ФГУП НПО прикладной механики имени академика М.Ф. Решетникова, ФГУП "РНИИ космического приборостроения", и других. Однако следует понимать, что процесс восстановления спутниковой индустрии будет весьма болезненным и длительным. В 90-х годах был практически полностью разрушен кадровый потенциал, деградировало наукоемкое производство, были свернуты программы научных и опытно-конструкторских разработок, высоконадежная элементная база не всегда доступна для российских производителей, потеряна преемственность с успешными проектами, реализованными в СССР в конце 80-х годов.Но именно эти параметры и являются гарантией эффективного использования выделенных средств.

    В действительности сложилась следующая картина. С гражданскими спутниками связи ситуация не столь устрашающая, так как мининформсвязи удавалось в последние годы обеспечивать финансирование восполнения этой группировки. Однако новых отечественных конкурентоспособных разработок, научных и технических заделов в этой области не создано.

    Появлявшиеся в последнее время многочисленные сообщения о развитии масштабного сотрудничества между российскими и европейскими производителями спутников вызывают оправданный скептицизм. По сути, никто из них не имеет подтвержденного опыта реализации проектов по созданию спутников связи с мощностью полезной нагрузки 10-15 киловатт. К тому же декларируемые разработки мощных платформ с прямым выведением не могут иметь перспектив на международном рынке, т.к. крупные зарубежные операторы спутниковой связи при выборе провайдера пусковых услуг жестко придерживаются схем выведения с использованием переходных орбит, на что ориентированы все западные ракетоносители. Дело в том, что при заключении контрактов на пусковые услуги операторы всегда имеют в виду запасной вариант носителя на случай возникновения проблем с основным, а это не представляется возможным в предлагаемой конфигурации платформы.

    Особенно тяжелая ситуация сложилась с группировкой спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и метеорологии. Сегодня Россия вообще не располагает собственными метеорологическими спутниками.

    В области ДЗЗ в последнее время осуществлена разработка и выведение на орбиту только одного нового экспериментального аппарата "Монитор Э" силами ГКНПЦ им. Хруничева, при поддержке Роскосмоса. Запущенный космический аппарат "Ресурс-ДК" производства ФГУП ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" разрабатывался уже более десяти лет назад, и некоторые технические решения сложно назвать вполне современными. Интерес представляют сообщения о разработке НПО им. Лавочкина космической системы "Арктика", предназначенной для нужд связи, метеорологии и ДЗЗ. Это предприятие обладает необходимым опытом в области создания разгонных блоков и за последние несколько лет инвестировало средства в создание современного сборочного комплекса. Тем не менее стоит отметить, что уже длительный период времени предприятие не реализовывало сложных спутниковых проектов в области связи и метеорологии и существуют вопросы к технологическому заделу и кадровой преемственности в области проектирования и производства спутниковых систем и спутников на этом НПО.

    Решение задачи по восполнению видимого отставания России в области проектирования и производства спутников различного назначения и дальнейшего выхода на международный рынок с конкурентоспособными предложениями лежит в нескольких плоскостях. В первую очередь при выделении финансирования необходимо принимать во внимание реальное состояние предприятий и их реальную способность разрабатывать и обеспечивать создание космических аппаратов в объявленные сроки. Такая гарантия может быть дана, только если предприятие обладает кадрами, имеющими опыт непрерывной реализации успешных проектов в этой конкретной области.

    Вторая составляющая успеха - выход на масштабную кооперацию с ведущими зарубежными производителями космической техники. При этом следует отдавать себе отчет, что западные производители могут иметь свои задачи и приоритеты и не всегда выдерживают обязательства, в том числе относительно сроков поставки того или иного оборудования, подсистем и систем.

    Обязательным условием привлечения западных партнеров должна быть также передача технологий и знаний. Наряду с таким условием необходимо привлекать молодых специалистов и выпускников вузов к работе с западными коллегами с целью изучения успешного опыта и применяемых подходов. Это позволит сохранить и развить кадровый потенциал, что является одной из наиболее острых проблем в отечественной космической отрасли.

    Хотелось бы, чтобы в наступающем году и в новом политическом сезоне вопросам восполнения и развития космического потенциала уделялось больше внимания, и тогда Россия через 5-7 лет сможет стать полноправным участником мирового космического клуба, а не выполнять всего лишь роль "космического извозчика".

    Поделиться