Массовое производство поддельных документов наладил дома житель Екатеринбурга

Крупное производство по выпуску фальшивых удостоверений сотрудников МВД, ФСБ, прокуратуры и прочих серьезных организаций оперативники УБОП обнаружили на квартире жителя Компрессорного микрорайона. Поддельные документы подпольщик делал весьма профессионально, поэтому спрос на его "липу" был немалым.

31-летний официально не работающий Павел Л., чья фамилия пока не раскрывается, поставил производство фальшивок на широкую ногу. Он печатал удостоверения личности на любой вкус: от якобы сотрудников всех мыслимых силовых структур до "корочек" членов ветеранских организаций и водительских удостоверений. Не гнушался и более простыми подделками, производя на свет дипломы о высшем образовании, российские паспорта и свидетельства о регистрации автотранспорта.

Когда оперативники УБОП ГУВД по Свердловской области после тщательной разработки подпольщика появились у него в квартире, их поразил масштаб производства "многостаночника". Готовые документы исчислялись десятками экземпляров. Тут же находилась вся необходимая оргтехника: компьютеры, копиры, сканеры, устройства для ламинирования документов. Продукция получалась у Павла высочайшего качества. Гербовые фальшивки практически не отличались от настоящих, поэтому спрос на них был соответственный.

Кому и для чего понадобились "корочки" серьезных государственных ведомств, сейчас выясняют следователи. Злоумышленник находится под стражей. За изготовление поддельных документов Уголовный кодекс может ему гарантировать лишение свободы сроком до двух лет, и еще одно уголовное дело возбуждено по статье "Кража": дома у Павла обнаружены фальшивые российские паспорта, сделанные на основе настоящих.

- Учитывая дерзость и масштаб преступления, расследование этого дела взял под личный контроль начальник ГУВД по Свердловской области генерал-майор Михаил Никитин, - говорит пресс-секретарь областного милицейского главка Валерий Горелых. - Сейчас следователи выявляют сообщников задержанного и тех, кто покупал у него подделки. Сам подследственный, кстати, уже был однажды судим за кражу автотранспорта.

Оставим пока в стороне криминальный аспект этой истории. У нее есть куда более любопытная подоплека. Служебное удостоверение сотрудника любого силового ведомства в нашей стране давно и прочно ассоциируется у простых граждан с принадлежностью человека, его предъявляющего, к особой касте. К клану людей, которых стоит как минимум уважать и как максимум - бояться. Вот это чинопочитание, генетически заложенное в умы, стало частью менталитета наших сограждан. Оно исторически трудноистребимо. Отсюда и спрос на липовые "корочки" властных организаций. Купил такую - и тебе может быть позволено то, что другим не позволяется.

Где купить гербовую "ксиву",  вообще не вопрос. В любом подземном переходе свободно продаются обложки для настоящих удостоверений личности сотрудников милиции, прокуратуры, да чего угодно. Это как студенческий билет вложить в красивенький пластик. Вот только внутреннее содержание документа должно быть более-менее похожим на настоящее. Для этого есть такие вот павлы-фальшивобилетчики. И наверняка такой подпольный цех не единственный на Урале.

Месяц назад мы рассказывали нашим читателям, как два проходимца, используя поддельные удостоверения генерала и полковника ФСБ, решали свои проблемы в коммерческих организациях. А еще двое воров клеили на угнанные автомобили якобы служебный пропуск солидной правоохранительной организации, и поэтому их долгое время не могли поймать: автоинспекторы боялись останавливать "оперативный автомобиль" такого мощного ведомства.

Насколько трудно вообще изготовить фальшивый документ? По словам главного технолога типографии "Уральский рабочий" Ольги Коневой, ее родное предприятие не примет заказ на изготовление служебных удостоверений организации без официального письма ее руководителя, без заключения договора. В принципе же, для производства любого удостоверения требуется минимум оборудования. Сами "корочки" могут быть изготовлены даже вручную, нужны только аккуратность и навыки. А внутренний бланк удостоверения делается при помощи спецтехники.

- Проблемы могут быть только с тиснением герба или названия организации, - говорит Ольга Конева. - Для этого необходимо полиграфическое оборудование.

Такое оборудование отнюдь не редкость. Доступны и все материалы, которые могут потребоваться для производства "корочек": от картона до фольги. Бери - и делай. По мнению специалистов, введение дополнительных степеней защиты служебных удостоверений, безусловно, осложнит жизнь подпольным производителям, но тогда придется изрядно потратиться и самим ведомствам, чьи удостоверения подделываются чаще всего.

Сегодняшние служебные милицейские удостоверения, как нам пояснили в областном главке, имеют высокую степень защиты, и печататься они могут только в специально уполномоченных типографиях, имеющих соответствующую лицензию. Закон о предприятиях полиграфии четко определяет механизм изготовления официальных документов. А Уголовный кодекс предусматривает ответственность за утерю таких "корочек". Отсюда возникает вопрос: если все так тщательно продумано в этой сфере, то как же к тому Павлу попали образцы служебных удостоверений? По нашему мнению, это должно стать темой отдельных служебных расследований в ведомствах, где "теряются" гербовые документы.

Но юристы обращают внимание и на другой аспект проблемы. Известно, что закон запрещает любому желающему использовать в названиях своих фирм слова "Россия" и "Российский". Почему же "бренды" МВД, ФСБ, Верховного суда и прочих официальных организаций вполне легально продаются на самодельных бланках в уличных киосках? В государстве, где граждане столь трепетно относятся к любым "корочкам" и даже не требуют развернуть их, чтобы убедиться в том, что они настоящие, искушение открывать такими "самопалками" любые двери слишком велико. И оно реализуется всевозможными жуликами. По мнению юристов, проще самим силовым ведомствам выступить с инициативой о защите своих брендов в законном порядке и ликвидировать саму возможность размахивать такими "корочками".