Андрей Франц, доктор философских наук
Согласно данным S&P-500, отношение капитализации к балансовой стоимости для крупнейших мировых компаний возросло с 1,4 в начале 1980-х до 4,7 в 2003 году. Это означает простую вещь: стоимость материальных активов этих компаний составляет сегодня менее 25 процентов цены, по которой инвесторы готовы покупать их акции. Остальные 75 процентов - стоимость нематериальных активов. Интегральным нематериальным активом современной экономики является бренд.
Вторая мировая постиндустриальная революция состоялась. Ее сутью и содержанием явилась капитализация уже даже не информационных, а эмоционально-символических активов. Имиджи, репутации, аудиовизуальные ряды - все то, что составляет внутреннее содержание бренда, - именно эти активы создают сегодня основную массу мировой добавленной стоимости.
Сравнительный анализ экономического потенциала брендов показывает и еще одну закономерность. Уже сегодня намечается глобальное перераспределение "экономической продуктивности" от корпоративных брендов к брендам территориальным. И, прежде всего, к брендам мировых городов.
Города - это самый устойчивый из всех видов брендов. Корпоративные бренды подвержены многим рискам. Они, как правило, быстрее устаревают. В отличие них город как бренд трудно вырастить, но и трудно разрушить, он гораздо менее подвержен политическим и экономическим факторам риска.
Специалисты называют этот феномен "голливудизацией" экономики: Голливуд - это место, которое служит магнитом для талантов. Именно как особые, уникальные места выступают и мировые города. Их экономическая мощь обеспечена беспрецедентной концентрацией творчески активных людей - "креативного класса", являющегося по сути двигателем современной экономики.
Но что обеспечивает привлечение, концентрацию "креативного класса" в мировых городах? Именно уникальность, творческая неповторимость, креативность самих этих мест. Их уникальный бренд.
Отсюда с полной очевидностью следует, что стартовые инвестиции в формирование кластеров креативной экономики - это инвестиции в городские бренды. Такова логика модернизации в эпоху второй постиндустриальной революции.
Как создаются "креативные города"? Путь, в общем-то, один. За счет развития творческих индустрий и развития городской культуры в самом широком смысле этого слова.
Готовы ли города Большого Урала к такой конкуренции? Готовы ли они инвестировать в собственные бренды, формировать себя в качестве "креативных городов"? Скорее да, чем нет. Так, стратегическая программа Екатеринбурга прямо ставит задачу "трансформации города из исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-научного центра в современный многофункциональный центр с элементами мирового города...".
Схожие процессы идут сегодня и в других крупнейших городах Урала. Большая гонка, главным призом которой станет статус "креативного города", концентрация критической массы "креативного класса" и запуск цепной реакции "креативной экономики", началась.