27.12.2007 03:13
    Поделиться

    Логистика мирового класса требуется торговым сетям Екатеринбурга

    Географическое положение и бурный экономический рост Среднего Урала породили активный спрос на логистику мирового класса

    Стремительный рост торговых площадей давно вписан в новейшую историю Екатеринбурга.

    По этому показателю столица Среднего Урала соперничает сегодня с Москвой и Санкт-Петербургом, причем весьма успешно. Это обстоятельство объясняется исключительным географическим положением города, который находится в транспортном коридоре Запад - Восток, экономическим благосостоянием региона, а следовательно, высокой платежеспособностью населения. В мегаполис устремились амбициозные торговые сети, международные и федеральные компании.

    Дорожные тромбы

    Симптомы болезни роста не преминули сразу же сказаться закупоркой и тромбами в системе грузоперевозок всех видов транспорта - автомобильного, железнодорожного, воздушного. Часть товаропотока просто не имеет возможности просочиться в регион из-за отсутствия условий для хранения и обработки груза. Одной из основных причин стала нехватка крупных современных складских помещений, логистических центров, узлов, что приводит к утрате товаров, порче продуктов, а в конечном итоге - к увеличению накладных расходов предприятий, росту стоимости продукции. Екатеринбург располагает лишь 180 тысячами квадратных метров складских помещений высокого разряда, а требуется уже сейчас около миллиона. Существующие пять сотен баз не соответствуют современным требованиям, годны лишь для хранения промышленных грузов, утильсырья или лома.

    - Проблема опта полностью будет решена к 2011 году, - говорит вице-мэр Екатеринбурга Виктор Контеев. - В Екатеринбурге разработана концепция развития оптового хозяйства. Столица Урала занимает сегодня третье место по количеству складских площадей, пропуская вперед лишь Москву и Санкт-Петербург. Но отрыв значительный - практически, в разы. Общая площадь помещений всех категорий составляет 726 тысяч квадратных метров. Прогнозируется, что через три года она возрастет до полутора миллиона, появятся 12 новых складских терминалов, четыре уже строятся, и восемь проектов находятся в стадии разработки.

    Активный спрос на склады мировых стандартов привел к строительному буму. Судите сами, по данным областного министерства торговли, в прошлом году было введено в эксплуатацию 45 тысяч квадратных метров комплексов высокого класса, это больше десятка терминалов, а за девять месяцев нынешнего - уже 130 тысяч. Планируется, что до конца года будет введено еще более ста тысяч квадратных метров.

    Сегодня самый крупный проект реализуется на севере Екатеринбурга. Логопарк в Верхней Пышме общей площадью 278 тысяч квадратных метров - одно из звеньев коридора в направлении Юго-Восточная Азия - Казахстан - Россия - Европа. Срок окупаемости проекта восемь лет, в общей сложности будет инвестировано четыре миллиарда рублей. И уже к 2010 году совокупный налоговый эффект от запуска комплекса с учетом налоговых отчислений компаний, привлеченных для ведения бизнеса в Свердловской области, достигнет 751,4 миллиона рублей. Планируется, что в 2009 году на предприятии будут трудиться 5400 человек. Сегодня в строй действующих запущена первая очередь - 85 тысяч квадратных метров.

    Узлы на осях

    На пересечении Екатеринбургской кольцевой автодороги (ЕКАД) и Березовского тракта в будущем году предполагается строительство логистического комплекса площадью 180 тысяч квадратных метров. Проект предусматривает появление таможенного поста, гостиницы, автосервиса. Он станет частью северо-восточного узла, куда войдут уже упоминавшийся северный (Верхняя Пышма, Серовский тракт, Среднеуральск), западный (Пермское направление) и юго-восточный (Кольцово). Южный узел (развязка дороги Екатеринбург - Кольцово) будет представлен комплексом площадью более 150 тысяч квадратных метров. Здесь планируют построить терминал для приема, хранения, переработки и отгрузки паллетизированных (вид специальной тары), в том числе охлажденных и замороженных, грузов с соблюдением международных требований. На схеме расположения узлов без труда можно увидеть, что объекты группируются по осям транспортных коридоров.

    - Вполне естественно желание инвесторов обосноваться в непосредственной близости от крупных транспортных развязок, - рассказывает заместитель министра торговли, питания и услуг Свердловской области Надежда Шестакова, - но надо думать о перспективном развитии региона. Например, очень важным и актуальным становится направление, связывающее с севером, Приполярным Уралом, Западной Сибирью.

    Логистическое зонирование имеет под собой вполне прагматический расчет. Городские объекты будут ориентированы на внутренний рынок, а комплексы, расположенные на периферии мегаполиса, станут удобны для транзитных перевозчиков. Вполне объясним интерес инвесторов, девелоперов к пересечению крупных транспортных коридоров Европа - Азия и ЕКАД. Так, по инициативе Свердловской железной дороги, правительства области, администрации города в районе станции Гипсовая под Екатеринбургом создается Евроазиатский международный транспортно-логистический центр площадью 126 тысяч квадратных метров с контейнерным терминалом, двенадцатью складами, новым грузовым двором. Срок окончания строительства запланирован на 2009 год.

    На стыке интересов

    Логистические центры на перекрестках путей различного вида транспорта ускорят динамику транзитных грузопотоков, сделают их более рентабельными, привлекательными для международных компаний. Сегодня Екатеринбург может предоставлять услуги по перевозке грузов не только автомобильным и железнодорожным транспортом, но и воздушным. Весной будущего года в аэропорту Кольцово будет реализован проект по строительству грузового терминала площадью 55 тысяч квадратных метров, общий объем инвестиций составит 962 миллиона рублей. Неподалеку от поселка Кольцово планируется возведение международного сельскохозяйственного логистического центра площадью 120 тысяч квадратных метров. И это далеко не все проекты, связанные с аэропортом. В ближайшем будущем ожидается строительство масштабного логопарка в 500 тысяч квадратных метров.

    В самостоятельной стыковке различных видов транспорта прежде всего заинтересованы инвесторы, речь идет, разумеется, о железнодорожном и автомобильном видах, что значительно облегчит жизнь международным перевозчикам. Для транспортных компаний они наиболее выгодны, учитывая, что в последнее время иностранные компании уделяют повышенный интерес к Уральскому региону. Интермодальные перевозки (различными видами транспорта) востребованы и на внутреннем рынке. Меняет свою конфигурацию транспортно-логистический рынок, он укрупняется, становится динамичней, множится пакет, предлагаемых услуг - от таможенных до складских.

    По оценкам экспертов, складской бизнес растет темпами до 15 процентов в год, предполагается, что через пару-другую лет он удвоится. Вместе с этим стабилизируются цены на аренду помещений, сегодня они непозволительно велики. Строительство логоцентров требует больших вложений, а сроки окупаемости зависят от востребованности складов, от развитой схемы автотрасс. Это пока единственное, что не может не омрачать светлое будущее региональной логистики на Среднем Урале - отвратительное состояние дорожной инфраструктуры, отсутствие скоростных автомагистралей. Возможно, новые крупные игроки транспортного рынка будут в состоянии повлиять на ситуацию, лоббировать строительство путепроводов, принимать непосредственное участие в их прокладке на правах участников государственно-частного партнерства.

    Поделиться