Административных комиссий в Челябинской области все-таки не будет

Решение южноуральских депутатов о возрождении забытых "общественных судов" вновь отменил Верховный суд России.

С 1 января в Челябинской области должны были заработать административные комиссии. Новая инстанция могла существенно разгрузить мировых судей, а муниципалитеты мечтали о наведении порядка. Административные комиссии должны были выносить вердикты по делам, связанным с нарушением местных норм и правил: благоустройства и озеленения территории, безбилетного проезда в транспорте, содержания животных, размещения залов игровых автоматов, работы пунктов приема металлолома, ритуальной сферы. Однако Верховный суд России во второй уже раз запретил создавать административные комиссии на местах.

Как уже не раз писала "РГ" ("Судьи­любители" от 28 сентября, "Общественный суд" от 26 октября и "Без суда и следствия" от 20 декабря), такие комиссии создавались для рассмотрения дел об административных правонарушениях еще в советские времена, но в России этими полномочиями наделялись государственные органы власти, в том числе субъекты РФ. Правом составлять административные протоколы по делам, предусмотренным Административным кодексом РФ, Заксобрание Челябинской области (ЗСО) пыталось наделить и органы местного самоуправления. Однако в апреле 2007 года региональная прокуратура опротестовала региональный закон № 107 - он был признан утратившим силу по требованию прокурора.

Спустя полгода ЗСО, казалось, нашло выход. Региональный парламент разрешил муниципалитетам создавать административные комиссии, которые будут рассматривать дела о нарушениях, предусмотренных лишь региональным законом "Об административных правонарушениях".

На создание комиссий выделили деньги из областного бюджета. В прошлый вторник Челябинская городская дума приняла положение об административных комиссиях. Однако Верховный суд РФ вновь усмотрел нарушение в правилах создания административных комиссий, и ЗСО второй раз отменило закон. По мнению суда, коли полномочиями по созданию комиссий наделены органы государственной власти субъектов федерации, то они и должны этим заниматься, а не передавать свои полномочия муниципалитетам.

Комментарии

Анатолий Брагин, председатель комитета ЗСО по законодательству:

- Из административной юри­сдикции почему­то выпадают муниципальные образования. Мы хотели наделить их какой­то частью полномочий. Оказалось - нельзя. Законодательство в этом вопросе очень запутанное. Впрочем, есть несколько вариантов решения. Можно, как в Свердловской и других областях, создать внутри региона округа и в каждом из них образовать административные комиссии. Но это трудоемкий процесс, и, думаю, мы пойдем вторым путем: с помощью вновь избранных южноуральских депутатов Госдумы РФ будем добиваться изменения федерального законодательства. Эту работу вызвался курировать автор челябинского областного закона об административных комиссиях, новоиспеченный депутат Госдумы РФ Дмитрий Вяткин.

Сергей Комяков, спикер Челябинской городской думы:

- Для нас решение Верховного суда стало полной неожиданностью. Административные комиссии должны были навести порядок в городе. Будем искать другие способы, например, увеличивать штат УВД.

Михаил Юревич, мэр Челябинска:

- Мы поддерживаем идею разработать жесткую систему штрафов за нарушение местных правил. Единственный способ, чтобы город был чистым, а газоны зелеными, - штрафовать. Мы надеялись, что этим займутся административные комиссии