Примеру губернатора Колесова, который помылся в новой бане поселка Прогресс, решили последовать и другие амурчане. Но оказалось, что не везде есть бани и не везде они работают. Лишь в каждом четвертом селе или поселке можно помыться и попариться.
Показательная история с открытием бани в поселке Прогресс, обошла все телевизионные каналы в начале декабря. Год назад это помещение выкупили предприниматели, и людям стало просто негде мыться. Предприимчивый народ принялся сливать воду из батарей отопления. Тогда коммунальщики, удивленные незапланированными потерями горячей воды, пригрозили добавить в систему отопления краситель. Прогрессовцев спас визит главы области, давшего местным властям задание восстановить баню. Проверял пар новой парной губернатор лично, вместе с чиновниками областного правительства. И предложил, чтобы такие бани были в каждом селе.
Сегодня по нормативам на каждую тысячу жителей должно быть пять помывочных мест, но даже в благополучном Благовещенске этот показатель в три-четыре раза ниже. При этом в областном центре имеется четыре муниципальные бани и более 20 саун. В то же время благовещенцы живут в домах с удобствами, и для них походы в баню скорее хобби, нежели необходимость. Правда, частного сектора в городе все же больше, чем многоэтажных домов. Что в таком случае делать людям из "деревяшек"?
Так, к примеру, жители частного сектора в районе железнодорожного вокзала вынуждены ездить в баню в центр города. Раньше здесь была местная помывочная с лучшей в городе нехлорированной водой, но в отличие от жилых домов железнодорожники не передали ее муниципалитету.
- Кому они ее передали, я не знаю, но баню закрыли и сделали в этом здании контору, - возмущается жительница Благовещенска Галина Калинина. - Мы пытались решить вопрос, но нам сказали, что это не наше дело.
Железнодорожники возражают, что здание было построено еще в царское время и мыться в нем опасно.
- Здание по техническим нормам не соответствует предъявляемым к бане требованиям, поэтому и было принято решение о переводе его под склад, - пояснил начальник белогорской дистанции гражданских сооружений Виктор Шохорев.
Местные жители считают, что, кроме жилья, железнодорожники обязаны были передать муниципалитету и объекты социальной инфраструктуры (включая баню), а потом бы уже мэрия решала, как их использовать.
- Непонятно, почему муниципалитет принял только жилой фонд, ведь кроме помывочной функции баня несет и другие: это объект МЧС, и сейчас в случае чрезвычайной ситуации в районе нет иного сборного пункта, - недоумевает депутат Благовещенской гордумы Евгений Пасканный. - Мы намерены добиться передачи здания и готовим обращение по этому поводу к железнодорожникам.
В сельской местности с банями складывается иная ситуация. Главы районов твердят, что в небольших селах нет средств на содержание имеющихся бань и уж тем более на строительство новых. К примеру, в Тамбовском районе подсчитали, что расходы на помывку одного человека превышают 100 рублей, но для населения и эти цены неподъемны. А зачем работать себе в убыток?
- Компенсация выпадающих доходов по баням у нас ежегодно составляет порядка семи миллионов рублей, - говорит глава администрации Тамбовского района Николай Кулешов. - Надеемся, что в новом году будет принята областная программа и местным бюджетам выделят средства на решение проблемы, ведь сами они с ней не справятся.
Поэтому люди на селе нередко вынуждены ездить мыться в райцентр или ходить к сердобольным владельцам собственных бань. Кто-то берет с соседей символическую плату деньгами, кто-то - дровами, а кто-то - и универсальной алкогольной валютой.
Владимир Константинов, начальник управления эксплуатации коммунального комплекса и топлива министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Амурской области:
- Ситуацию с банями мы не отслеживаем, да и не должны это делать. По федеральному закону о разграничении полномочий этот вопрос относится к ведению муниципалитетов, и по поручению губернатора мы лишь оказываем им содействие.
Справка "РГ"
В областном центре билет в баню в общее отделение стоит 110 рублей. Тут же можно взять напрокат простынь за 30 рублей и купить березовый или дубовый веник за 50 рублей. Работает и так называемая социальная баня, посещение ее для пенсионеров обойдется в 50 рублей. В этом году городской бюджет компенсировал банно-прачечным комбинатам почти 6,5 миллиона рублей убытков.