Педагог-психолог Ольга Егармина удивила и коллег-учителей, и специалистов органов опеки: чужих детей в таком возрасте в семью обычно не берут.
А получилось все само собой. Накануне прошлого 8 Марта, в двенадцатом часу ночи, к Егарминым пришла заплаканная Маша Марухина. Девочка ушла из дома и деваться ей было некуда. Ольга Александровна - ее классный руководитель с пятого класса. Знает девочку с ее бедами и радостями, как родную. Оставила у себя: вместе отмечать и женский праздник, и свой день рождения. Заодно и семейный совет провели, обсудили, как Маше помочь.
Та уже не в первый раз из семьи убежала: так дальше жить нельзя. Марухины - неблагополучная семья, каких в Данкове немало. Родители - пенсионеры. Шестнадцатилетние двойняшки Маша и Дима - младшие из шестерых детей. Две их старшие сестры вышли замуж, еще два взрослых сына живут с родителями - и вместе с ними выпивают. Девятый класс, в котором учится Маша, раньше считался специальным - для детей с задержкой психического развития, хотя в последние два года и получил статус обычного. Дима учится в интернате коррекционного вида, в восьмом классе, а ночевать ходит домой.
Ольга Егармина считает, что развитием ребят изначально в семье не занимались, поэтому они и отстали в учебе: их сверстники учатся уже в десятом классе. В январе Дима пропустил занятия. Воспитатели пришли домой и увидели: парнишка выпил с родичами. Мальчика перестали отпускать в семью и начали готовить документы на лишение родительских прав. Учитывая все это, Егармины - и мама Ольги, и муж, и тринадцатилетний сын Илья - единогласно решили: Машу непутевым родителям не возвращать. А чуть позже пригласили к себе и Диму. С мая 2007 года - как только решение суда о лишении родителей прав вступило в силу - создали приемную семью.
Маша родителей навещает нечасто. Дима же первое время бегал к ним каждый день, сейчас бывает раз в неделю. В этом году Машу избрали президентом школьной республики. Она с увлечением занимается в кружке народным танцем и песней. А еще у нее хорошо получается стричь: дома она - семейный парикмахер. Дима же душой - сельский мужичок, хочет стать плотником. Ему нравится со всей приемной семьей на выходные дни ездить в деревню: у Егарминых в селе Бигильдино есть дом, где живет Ольгина свекровь. Дима уже сам смастерил будку собаке, поправил туалет во дворе и задумал поставить летом новый: это в хозяйстве - важный объект.
Семья держит двух телков, кроликов, кур, уток, огород в шестьдесят соток, а всего угодий - больше гектара, с которого и сено заготавливают. Когда Егармины принимали Машу и Диму, предупредили: работать придется всем сообща - в этом устои нашей семьи. Ребята это правило поняли и приняли. Теперь соседи говорят: вы и в самом деле как одна семья - во всем дружные. В городе, в Данкове, вшестером живут в двухкомнатной хрущевке. Дети - в зале: для всех троих купили трехъярусную кровать, в которой есть и полки, и стол выдвижной на колесах, и шкаф для каждого. На лето совместный план всей семьи: перестроить сельский дом - сделать его вдвое больше. На стройматериалы надо взять серьезный кредит в банке, по которому придется долго рассчитываться: по четыре тысячи рублей в месяц в течение двадцати лет, да и первоначальный взнос приличный. Всю строительную работу будут делать сами.
Маша в этом году оканчивает девятый класс. Вместе с Ольгой Александровной решили, что разумнее всего ей поступить на парикмахера в профучилище, которое в Липецке: там придется два-три года учиться и жить. Ольга признается, что ей боязно отпускать девочку, но связь с ней не оборвется: на выходные будет приезжать. Дима останется в приемной семье, пока не окончит интернат, после чего, скорее всего, пойдет в армию.
Как только детям в марте 2009 года исполнится восемнадцать, приемная семья юридически закончит свое существование, поскольку договор на их воспитание заключался на срок до достижения ребятами совершеннолетия. И органы опеки и попечительства прекратят выдачу приемным родителям зарплаты, опекунского пособия и различных социальных выплат. Если Маша будет учиться, то по закону с восемнадцати до двадцати трех лет она поступит на полное государственное обеспечение, включающее приобретение одежды, обуви, питания, медицинское обслуживание; проживание в общежитии или в съемной комнате - за счет училища. Если Дима не уйдет служить, то, опять-таки, по закону, обязан будет содержать себя сам. И конечно, молодые люди уже сами будут выбирать, где им жить: с приемными родителями, с родными или самостоятельно. То есть вступят в силу уже не юридические, а чисто человеческие отношения.