10.01.2008 00:00
    Поделиться

    Почему буксует программа совместного производства белорусско-российского универсального энергосредства

    Почему буксует программа совместного производства белорусско-российского универсального энергосредства?

    В критической ситуации не только человек, но и коллектив мобилизует силы. Так и 20-тысячный коллектив гомельского производственного объединения "Гомсельмаш", оказавшись после развала СССР на грани банкротства, совершил технологический прорыв - освоил серийное производство универсального энергетического средства. Оснащенная набором разнообразных навесных орудий-адаптеров, эта техника позволяет выполнять различные работы - уборку зерновых, в том числе кукурузы, и кормовых культур, сахарной свеклы и картофеля. В итоге одна машина заменяет 2-3 монокомбайна, а то и больше.

    Соответственно, и работает она в году 7-8 месяцев, а не 20-30 дней, как агрегат-одиночка. Экономия очень солидная! На каждом комплекте - многие десятки, а то и сотни тысяч долларов. Такое прежде никому в мире не удавалось.

    За прошедшие с тех пор 10 лет "Гомсельмаш" выпустил около 4000 универсальных уборочных комплексов. Во многом благодаря им в аграрном секторе Беларуси был преодолен кризис, связанный с резким старением парка зерноуборочных комбайнов. Отлично зарекомендовали себя гомельские машины и в различных регионах России, о чем "СОЮЗ" не раз писал. Надо ли удивляться, что эти многофункциональные комплексы завоевали немало высоких наград, их с "Гомсельмашем" с полным правом разделяет гомельское ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике, где оригинальные агрегаты были разработаны. Нельзя тут не отметить и помощь белорусского государства, в тяжелый момент поддержавшего крупнейшее предприятие отрасли финансами и, что не менее важно, масштабными заказами на новую технику.

    Однако очевидные выгоды от применения универсальных уборочных агрегатов (а перечислены далеко не все их преимущества) многократно бы возросли, начнись серийное производство этой техники в союзном масштабе. И аграрии, и машиностроители обеих стран эту идею в свое время предложили, убедительно обосновали, она получила поддержку и в национальных, и в межгосударственных органах управления, обрела статус союзной программы, прошла все необходимые согласования. Предполагалось, что основу комплекса - универсальное энергетическое средство, на которое в зависимости от потребности навешивается тот или иной адаптер, будет изготавливать "Гомсельмаш".

    Точнее, даже не одно УЭС, а целую гамму техники мощностью от 200 до 450 лошадиных сил. А всевозможные к ним агрегаты-приставки, разнообразные комплектующие узлы и детали - российские предприятия. При таком разделении труда и высокая производительность была бы обеспечена, и рабочие места распределились бы более равномерно. Наконец, это закрепило бы не только белорусский, но уже и российский приоритет в разработке и производстве самой передовой аграрной техники, ведь ее разработчики готовы поделиться с коллегами всеми секретами.

    - Мы возлагаем очень большие надежды на универсальные энергетические средства, - поделился видением перспектив с корреспондентом "СОЮЗа" генеральный директор "Гомсельмаша" Валерий Жмайлик. - Они дают нам неоспоримые преимущества. Ведь крестьяне уже научились считать деньги. Монокомбайны все умеют делать, а идеология универсальности, освоенная пока только нами, очень приветствуется рачительными людьми.

    За счет союзного бюджета допускается, как известно, льготное финансирование опытно-конструкторских работ, связанных с созданием тех или иных образцов новой техники. Не дожидаясь, пока начнут поступать эти средства, "Гомсельмаш" продолжил работу в общем для союзных стран направлении, отвлекая свои финансовые возможности на создание конструкции, предназначенной для эксплуатации в различных почвенно-климатических условиях России. Так, примерно год назад в Гомеле появилось принципиально новое универсальное энергосредство мощностью 360 лошадиных сил. В отличие от предыдущих вариантов оно способно, помимо уже перечисленных функций, работать как мощный трактор наподобие известного "Кировца": пахать, бороновать и сеять, используя широкозахватные агрегаты, транспортировать многотонные прицепы. Это еще больше расширило возможности уборочного комплекса на базе УЭС, поскольку тракторы такой мощности в российских хозяйствах - большой дефицит. 10 машин уже изготовлены, 4 из них проданы, в том числе в российские регионы. Отзывы сводятся к следующему: "Дайте еще!" На "Гомсельмаше" могли бы за год выпускать 500-600 таких машин и уверены, что продали бы и больше. Но не раньше, чем начиная с 2009 года, поскольку требуется еще год-полтора на доводку новинки.

    На осуществление этой программы модернизации и рассчитывают теперь на "Гомсельмаше" получить союзные средства. Здесь надеются, что с нынешнего года межгосударственная программа все-таки начнет выполняться. Но белорусских специалистов настораживает, что среди российских предприятий до сих пор не проведен тендер на выполнение опытно-конструкторских работ, необходимых для выпуска разнообразных адаптеров. Хотя "Гомсельмаш", пытаясь ускорить ход событий, даже наладил деловые контакты с потенциальными партнерами. А нет тендера и его итогов - нет финансирования. Не будет его с российской стороны - задержится выделение средств и с белорусской. Неужели столь важное дело должно полностью зависеть от чиновников министерства, ответственных за проведение конкурса?

    - Российское Минпромэнерго недостаточно работает в этом направлении, - так недавно в Минске ответил на вопрос о том, почему тормозится программа, уже названная журналистами "Союзный комбайн", заместитель Госсекретаря Союзного государства Альберт Степанов. - По ряду проектов допускается волокита. А по программе УЭС еще и конкурентная борьба сказывается. Хотя проект великолепный. Но два года Минпромэнерго ни копейки по нему не выбирает.

    Эта ситуация, если говорить не только о совместном производстве новейшей аграрной техники, но и о союзных программах в более широком ракурсе, вызывает недоумение. Недавно Совет Министров Союзного государства утвердил еще два совместных проекта, теперь их должно выполняться около 40. На это идет львиная доля союзного бюджета Беларуси и России. Можно привести немало примеров того, как благодаря поддержке Союзного государства экономика двух стран решала важные технологические задачи. Но вот парадокс: в то время как практически в любом развитом государстве наблюдается дефицит бюджета, то есть средств тратится больше, чем предусмотрено, по некоторым союзным программам выделенные финансы полностью не используются. А значит, мертвым грузом лежат идеи, планы, заморожены рабочие места. Именно на эту, как он выразился, суперпроблему не раз обращал внимание Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин, требуя ввести ответственность министерств и ведомств за использование совместных средств. Очевидно, и тут пора перейти от слов к делу.

    Владимир Бибиков

    МИНСК - ГОМЕЛЬ - МОСКВА

    Поделиться