"СОЮЗ" уже рассказывал об этом интересном проекте, когда его благополучный финал еще требовал годы напряженного труда. И если россиянам и белорусам в содружестве удалось опередить исследователей других стран, то только потому, что они сразу взяли курс на самое трудное - на лактоферрин.
Человек потребляет лактоферрин с грудным молоком матери с момента рождения. Новорожденный еще не имеет собственного механизма иммунологической защиты, поэтому бактерицидный белок лактоферрин оберегает его от бактерий и вирусов до тех пор, пока этот механизм не заработает. Но поскольку молоко, к сожалению, есть отнюдь не у всех матерей, то необходимо добавлять человеческий лактоферрин в смеси для искусственного вскармливания, чтобы сохранить здоровье новорожденных. Считается, что при достаточном количестве лактоферрина смертность грудничков-искусственников от различных желудочно-кишечных инфекций снижается в десять раз. Кроме того, у лактоферрина есть множество других чрезвычайно полезных свойств, включая способность подавлять рост опухолей.
Однако не каждый лактоферрин годится для человека на старте жизни. Новорожденному нужен только человеческий белок, и чем больше, тем лучше. Организм женщины вырабатывает с первыми порциями грудного молока всего 4-5 граммов лактоферрина на литр, потом его количество снижается до 1-2 граммов. Этого хватает, чтобы обеспечить младенцу элементарную иммунологическую защиту, но не более того. Женское грудное молоко дефицитно, к тому же донорское молоко может быть заражено ВИЧ или другими опасными вирусами. Так что на него особенно рассчитывать не приходится. Но и получить человеческий лактоферрин с помощью трансгенных микроорганизмов, как производится ряд белковых препаратов, не удается. Однако есть выход - создать трансгенное животное, продуцирующее человеческий лактоферрин в собственном молоке.
Но такой способ производства белка человека не имеет ничего общего с трансгенной пищей.
- Эта идея заинтересовала нас лет десять назад, - рассказывает инициатор работы директор Трансгенбанка Института биологии гена PAH Игорь Гольдман. - Свои опыты мы начали с генного конструирования, подбора сочетаний генов, кодирующих нужные нам белки. В результате были получены генные конструкты, обеспечивающие высокий выход лактоферрина в молоке трансгенных животных. Сначала ими стали трансгенные мыши. В результате долгой и кропотливой работы более чем на 5 тысячах грызунов было установлено: трансген передается потомству, а концентрация лактоферрина в их молоке оказалась в несколько раз больше, чем в женском. Мыши-"рекордистки" в пересчете на один литр производили до 40 граммов лактоферрина человека. Наши коллеги из Института экспериментальной медицины Санкт-Петербурга установили, что человеческий лактоферрин, выделенный из мышиного молока, идентичен естественному женскому белку. Совместно с исследователями из других организаций мы начинаем разрабатывать лекарственные препараты и лечебную косметику на основе лактоферрина человека.
Промышленное производство лактоферрина человека планируется создать на основе трансгенных коз. "Хорошая коза дает молока, как плохая корова, - 1000 литров за лактацию, - говорит заведующая лабораторией трансгенеза Института биологии гена Елена Садчикова. - Но при этом она меньше других парнокопытных подвержена болезням, а ее молоко в отличие от коровьего не вызывает аллергию. Мы упорно пробивали нашу идею на всех уровнях. И нам удалось создать союзную программу "БелРосТрансген", которая придала хорошее ускорение нашей работе. В рамках этой программы на ферме Научно-практического центра НАН Беларуси по животноводству в Жодино в 2003 году был создан Биотехнологический центр. За четыре года работы белорусские и российские ученые совместно провели немало экспериментов по созданию трансгенных коз, вживляя в их ДНК ген лактоферрина человека. Поначалу нас преследовали неудачи. Но каждая из них и обнадеживала: значит, этот путь тупиковый, надо идти в другом направлении. Наконец поздней осенью минувшего года на жодинской биотехнологической ферме родились первые в мире трансгенные козлята с геном лактоферрина человека. Не мудрствуя лукаво их назвали Лак 1 и Лак 2.
- Когда наши козлики войдут в силу, от них будет получено первое потомство, которое станет основой первого козьего трансгенного стада, - говорит заведующий лабораторией центра Александр Будевич.
Сейчас ученые подготавливают для утверждения новую программу Союзного государства "БелРосТрансген-2", чтобы обеспечить финансовую поддержку работы на ближайшие десять лет.
Альберт Валентинов
Москва - Санкт-Петербург - Жодино