10.01.2008 02:15
    Поделиться

    Профессиональный цинизм медиков может быть страшнее их низкой квалификации

    В 2008 году в крае будет продолжена реализация приоритетных национальных проектов, в том числе в области здравоохранения. Насколько скажется это на качестве работы медиков?

    В прошлом году благодаря нацпроекту "Здоровье" регион смог снабдить современной диагностической аппаратурой и медтехникой не только крупные медицинские учреждения в краевом центре, но и небольшие больницы на периферии. Были построены и достроены новые объекты здравоохранения. Участковые врачи получали довольно весомую для нашего региона прибавку к жалованью. А в этом году в крае должен появиться высокотехнологичный медицинский центр федерального уровня ортопедотравматологического профиля.

    Федеральные и региональные власти стали больше внимания уделять здравоохранению. Все это замечательно. Но хотелось бы посмотреть на эту проблему со стороны потребителя медицинских услуг: что для него, конкретного больного, изменилось и в лучшую ли сторону.

    Из личного опыта

    Так сложились обстоятельства, что всю вторую половину прошлого года пришлось непосредственно сталкиваться с работой нашей системы здравоохранения: сначала тяжелая болезнь пожилого родственника, за жизнь которого боролись всей семьей, но, к сожалению, безрезультатно, а затем и собственный недуг. Мягко говоря, качество медицинской помощи шокировало.

    Когда рассказывала, как нам приходилось носить парализованного деда на руках по кабинетам в поликлинике, как участковый врач приезжала на вызов, вооруженная только сотовым телефоном, а бригада "скорой помощи" посоветовала не покупать дорогостоящих лекарств, мол, дед "все равно через пару дней умрет", окружающие успокаивали меня: "У нас медицина только для молодых, со стариками они не церемонятся". У меня же сложилось впечатление, что наша медицина до сих пор не сориентирована на пациента, какого бы возраста он ни был.

    Убедилась на личном опыте. Незадолго до новогодних праздников не повезло - обострились сразу два хронических заболевания и пришлось пройти всю цепочку от скорой помощи до стационара. Врачи из неотложки "обслужили" за три минуты: измерили давление, посоветовали найти в домашней аптечке "что-нибудь от давления" и возмутились, что побеспокоили именно их, а не врача из поликлиники, который, как выяснилось, дежурит по субботам.

    Участковый терапевт была более общительна. Правда, интересовало ее не столько мое здоровье, сколько перепланировка в квартире, вероятность экономического кризиса в ближайшем обозримом будущем и еще ряд геополитических вопросов, весьма далеких от моего физического состояния. Все попытки рассказать о хронических недугах не увенчались успехом. Доктора эта тема не взволновала и при последующих визитах в поликлинику, поэтому она с большим воодушевлением восприняла мое предложение продолжить лечение у невропатолога. Однако и невролог не переработала: выписав стандартный набор сосудорасширяющих инъекций, врач посчитала свою миссию выполненной. Но поскольку улучшения самочувствия не последовало, пришлось прибегнуть к старому испытанному методу - поиску хорошего специалиста через знакомых, так сказать, по блату.

    "Полечим, но не все"

    Обеспокоенные родственники и друзья быстро "пристроили" меня в хорошую клинику для обследования. Каково же было мое разочарование, когда лечащий врач объяснил, что обследование будет касаться только одного заболевания - гипертонической болезни, а по поводу проблем с позвоночником лучше идти к невропатологу по месту жительства (где я уже побывала) или к платному доктору.

    На все мои просьбы назначить консультацию невропатолога, чтобы, находясь в стационаре, подлечить сразу две болезни, следовал отказ. Лечащий врач заявил, что не имеет права лечить непрофильные заболевания.

    Как оказалось, врачи поступали по правилам. Комментируя рассказанные мною хождения по мукам, начальник управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Валерий Елыкомов подчеркнул, что в первую очередь оказывается медицинская помощь по профилю медицинского учреждения или отделения.

    - При обострении сразу нескольких заболеваний всегда выбирается одно основное, по которому и оказывается помощь прежде всего, - пояснил руководитель крайздрава. - Если применять препараты сразу от всех болезней, то будет не понятен механизм их действия. Практика такова, что если больной, находящийся в стационаре, нуждается в консультации специалистов иного профиля, то такие консультации ему должен назначить лечащий врач. У нас действует система консультантов. Лечащий врач решает, насколько экстренно необходима такая консультация или больной может прийти на прием к специалисту иного профиля после выписки из стационара. Что же касается лечения не по профилю лечебного заведения, то у нас есть стандарт заболевания, лечение которого оплачивается по страховому полису. Поэтому при обострении нескольких заболеваний выбирается одно, которое может нанести самый серьезный урон здоровью. Если есть необходимость в лечении другого, то больной должен быть переведен в иное отделение или стационар.

    Платные услуги - не панацея

    Что же касается платных медицинских услуг, то, к сожалению, и их качество далеко от совершенства. Солидная сумма, потраченная на собственное здоровье, еще не гарантия полного выздоровления. В этом убеждаться приходится опять-таки на собственном опыте: пролечившись у одного из известных "светил" традиционной медицины и потратив на это большую часть своего месячного заработка, автор этих строк была экстренно госпитализирована с серьезным обострением и провела почти месяц в больнице, устраняя последствия платного лечения. Теперь остается только попробовать нетрадиционные методы оздоровления, но тоже как-то боязно.

    Несомненно, есть врачи "от бога", и они встречаются каждому из нас. И очень жаль, что наше повседневное общение с представителями этой самой важной, наверное, профессии притупляет чувства благодарности и уважения. Невнимательный педиатр, грубоватый терапевт, окулист, заявивший, что будет лечить только, когда вы ослепнете на оба глаза...
    И зачастую проблемы качества работы медиков связаны не столько с недостаточным профессионализмом, сколько с уровнем культуры и воспитанностью врачей.

    Мнение

    Ирина Солнцева, председатель комитета АКСНД по охране здоровья и социальной защите населения:
    - К нам в комитет часто поступают жалобы на качество медицинского обслуживания, на бездушие со стороны медицинского персонала, приходится разбираться по многим жалобам. Но проблема в том, что в большинстве случаев мы сталкиваемся с человеческим фактором, изменениями в законах здесь вряд ли поможешь...

    Валерий Киселев, проректор Алтайского медицинского университета, профессор, член-корреспондент РАМН:
    - Пациенты часто сталкиваются с так называемым профессиональным цинизмом со стороны врачей, и не всегда он связан с непрофессионализмом. Зачастую профессиональный цинизм порожден низкой культурой, невоспитанностью медиков. Врачи почему-то забывают, что пациенты прежде всего люди, а потом уже больные. И от теплого отношения, простого человеческого сочувствия также зависит выздоровление. Хорошее отношение не заменит лекарства, но наряду с лекарствами оно делает многое. А если пациент сталкивается с равнодушием и даже хамством, то он теряет доверие к врачу и как к человеку, и как к специалисту. Поэтому я думаю, нам надо не только учить хороших врачей, повышать их квалификацию, но и воспитывать культурных людей. Возможно, в этом выход.

    Поделиться