К поискам восьми членов экипажа болгарского сухогруза "Ванесса", затонувшего в Керченском проливе, присоединился вертолет МЧС.
Российские и украинские спасатели продолжают также поиски пятерых членов экипажа российского сухогруза "Нахичевань", потерпевшего здесь крушение еще 11 ноября прошлого года.
Это место стало буквально проклятым для моряков: за последние два месяца здесь потерпели бедствие 12 кораблей. Проблемы начались, как только первое дыхание зимы добралось до стыка Азовского и Черного морей. Ежегодно через 40-километровый Керченский пролив - единственный выход из Черного в Азовское море - проходит до девяти тысяч судов. С приходом холодных циклонов судоходство здесь становится крайне рискованным, что наглядно продемонстрировали последние события. 11 ноября в "керченскую ловушку" попали десятки крупных судов, несколько из них затонули вместе с грузом нефти и серы. Большинство членов экипажа удалось спасти, но судьба пятерых моряков с сухогруза "Нахичевань" до сих пор неизвестна.
Ликвидация последствий беспрецедентной экологической катастрофы, по оценкам специалистов, растянется не на один месяц. И вот новая беда: в Керченском проливе затонуло грузовое судно "Ванесса" с металлом на борту. Сухогруз шел под болгарским флагом из Бердянска (Украина) и затонул в южной части Азовского моря, не справившись с трехметровой волной и шквальным ветром. Кстати, штормовое предупреждение о возможном ухудшении погоды объявили накануне. Как стало известно, капитан судна был об этом осведомлен, но все-таки вывел корабль в море. На борту находилось 11 человек - десять членов экипажа - граждан Болгарии, а также украинский лоцман.
Сигнал о том, что на входе в Керченский пролив терпит бедствие болгарское судно, поступил на рассвете третьего января - в четыре часа 10 минут. К этому времени у сухогруза уже сорвало фальшборт, и он начал тонуть. На помощь морякам вышли несколько спасательных кораблей из портов России и Украины. Два судна - "Тимус" и "Кальпа" - подошли практически вплотную, однако из-за сильного волнения на море - скорость штормового ветра достигала 22 метров в секунду - они не смогли взять терпящих бедствие людей на борт. Вскоре "Ванесса" пошла ко дну, о чем сообщили с находящегося в районе аварии теплохода "Тигусигальпа". Также поступила информация, что в открытом море остался плот, а на нем люди в спасательных жилетах.
В Темрюке и Керчи начали работу оперативные штабы по организации поисково-спасательной операции. Региональный штаб по спасению членов экипажа затонувшей "Ванессы" был создан при администрации Темрюкского района. В него вошли руководители портов "Темрюк" и "Кавказ", представители МЧС, медицинских учреждений, правоохранительных структур, пограничники. Штаб возглавил заместитель начальника Главного управления МЧС по Краснодарскому краю Валерий Битуг. По его распоряжению в штормовое море вышли несколько наших судов.
Через несколько часов изнурительного поиска членам теплохода "Меркурий" удалось поднять на свой борт болгарина Николая Димитрова - второго механика с "Ванессы". В ледяной воде он провел почти девять часов и выжил чудом, благодаря утепленному гидрокостюму и силе воли. Вскоре были обнаружены еще двое моряков, однако без признаков жизни. Николай Димитров опознал тела погибших товарищей - помощника капитана Петко Мочева и старшего механика Георгия Желева.
Спасенный россиянами иностранный моряк был доставлен в больницу города Темрюка, откуда его забрали прибывшие на Таманский полуостров официальные представители Болгарии. На родину также были отправлены тела болгарских моряков.
Всю прошедшую неделю спасательной операции с российской и украинской сторон в общей сложности было задействовано девять групп. Вчера поиски моряков с "Ванессы" продолжились в основном на украинской стороне, так как дует северо-восточный ветер и к российскому берегу тела погибших вряд ли вынесет. По решению кабинета министров Украины для расследования причин аварии болгарского судна создана межведомственная правительственная комиссия.