В крае повысились тарифы на проезд в автомобильном транспорте. Станет ли от этого кубанским пассажирам комфортнее?
Первым тарифную планку поднял Краснодар. С девятого января автобусный билет на городском маршруте стоит до восьми рублей, а для маршрутных такси верхний предел установлен на уровне 20 рублей. Именно столько будут платить пассажиры на маршруте 14а. На других маршрутах проезд дешевле: как правило, от десяти до пятнадцати рублей. Трамвайно-троллейбусный тариф пока остается прежним.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в отделе цен и тарифов на транспорте Регионально-энергетической комиссии Краснодарского края, вслед за Краснодаром, скорее всего, стоимость проезда поднимется и в других городах Кубани. Вопрос о том, расти цене на проезд или нет, и какой конкретно она будет, сейчас, согласно краевому закону, решается в муниципалитетах.
Два года назад власти пошли навстречу кубанским перевозчикам: в крае ушли от привычной транспортной уравниловки, спущенной сверху. И при расчете тарифа теперь учитывается и протяженность маршрута, и пассажиропоток.
В городской администрации Анапы предполагают, что здесь цена поездки на маршрутке и в автобусе подрастет не позднее 20 января. Пока же поездка на городском общественном транспорте обходится анапчанам в один конец не дороже пяти рублей. В Сочи стоимость автобусного билета уже выросла на рубль.
Нынешний рост тарифов на все виды транспорта на Кубани специалисты объясняют двумя основными причинами: подорожал бензин, старый транспорт заменяется новым - более комфортным и безопасным. Ужесточились и требования к качеству транспортных услуг, что также влечет дополнительные расходы владельцев. Частники, по новому краевому закону, теперь вообще не имеют права перевозить пассажиров на автомобилях старше восьми лет.
В Краснодаре предполагают по одному рублю с каждого подорожавшего "общественного" автобусного билета направлять на замену и модернизацию городского автопарка. При этом обещают, что на городских маршрутах появится социальный транспорт, поездка в котором будет стоить дешевле, чем в обычном.
- Уже в первой половине 2008 года из городского бюджета на эти цели планируется выделить около 28 миллионов рублей, - сообщил руководитель управления городским транспортом Краснодара Сергей Вершиловский.
Однако, несмотря на благие намерения чиновников, рассчитывать на то, что поездки в общественном и частном транспорте в ближайшее время станут комфортнее, кубанцам не приходится. На вопрос о том, какое количество нового общественного транспорта будет куплено, Сергей Вершиловский ответить затруднился. "Все будет зависеть от финансирования", - сказал он.
Прошлогодние же темпы замены старого городского автопарка, к примеру, в столице Кубани назвать быстрыми язык не поворачивается. По информации Андрея Буторина, главного специалиста отдела пассажирских перевозок департамента городского хозяйства Краснодара, в 2007 году город смог приобрести всего 16 автобусов большой и средней вместимости. У сочинцев картина чуть радужнее: на средства муниципалитета купили 22 новых, белорусско-германских. Тем не менее в "летней столице" рассчитывают, что таким образом можно будет сократить количество маршруток на 50 штук, а значит, частично решить проблему с пробками. Уже в феврале сочинцы ожидают еще 60 новых машин.
В администрации же Анапы нам сказали, что покупка новых автобусов здесь пока не планируется, потому что нет денег. Один комфортабельный автобус большой вместимости в минувшем году стоил на заводе-изготовителе около четырех миллионов рублей.
Очевидно, не станет в ближайшее время безопаснее и поездка "с ветерком" в частных такси. Так, в Новокубанске ни один перевозчик службы заказа таксомоторов не смог получить документа о своем соответствии всем необходимым требованиям, которые вступили в силу с 1 января 2008 года. В анапской городской администрации также не рассчитывают на то, что местные таксисты успеют быстро заменить свои старые авто. На это может уйти не один месяц.
Комментарий
Сергей Дорохин, начальник отдела цен и тарифов на транспорте Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края:
- В решении транспортной проблемы сейчас задействованы многие департаменты краевой администрации, в том числе и соцзащиты. Мы пережили тот период, когда львиная доля пассажирских перевозок была отдана на откуп маршрутным такси. Они практически взяли на себя роль общественного транспорта и потеряли свою комфортность. Отсюда многие перекосы и проблемы. Не отнимая у этого вида транспорта положенное ему место как альтернативного, мы постепенно возвращаем "общественные" автобусы. Но в один день такую задачу не решишь.
Что касается частных таксистов, то здесь проблема кроется в том, что рычагов управления в их отношении у муниципальных властей гораздо меньше: "частники" не обязаны заключать с властями договоры на маршруты. Цены здесь исключительно рыночные. Поэтому краевой закон от 27 марта 2007 года "Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае" - более чем актуальный. К тому же никто не требует, чтобы все автомобили были заменены мгновенно. Это рекомендация. Но сделать так, чтобы исполнение закона было доведено до конца, - задача муниципальных властей.